пятница

17 ноября

2017 г.

Сообщить новость

07/04/2016 08:38

Интеллектуальные инвестиции НУКа

_mg_2125

Жизнь и человека, и страны во многом определяется уровнем образования. Качественное образование ценилось всегда. Оно дает возможность не только занять лучшее место в обществе, но и в полной мере реализовать свой потенциал. В этом отношении Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова (НУК) является поистине уникальным представителем высшей школы. Здесь есть широкий спектр выбора специальностей, который охватывает как традиционное судостроение, так и практически все направления морехозяйственного комплекса.

Еще одна отличительная черта - высокое качество обучения. В прошлом году университет получил международный сертификат качества ISO 9001 от мирового лидера квалификационных обществ «Бюро Веритас Сертификэйшэн Украина». Примечательно, что НУК является одним из немногих высших учебных заведений страны, избравшее для сертификации всю сферу своей деятельности: от предоставления образования до научной работы.

Кадры по-прежнему решают все

Украина имеет все возможности для развития морехозяйственного комплекса. Есть морские порты, обладающие высоким транзитным потенциалом, судостроительные верфи, которые могут обеспечить пополнение как гражданского, так и военного флота. Есть успешно работающие конструкторские бюро. Но самое главное - есть научный и кадровый потенциал. «Приведу такой пример. В Китае решили строить суда в каком-то городе. На момент принятия этого решения там находится пустая площадка. Через год на этом месте уже возведена верфь. А через полтора уже идет строительство сухогруза водоизмещением 100 тысяч тонн. И наиболее важным звеном в этой цепочке является именно наличие квалифицированных кадров», - рассказывает ректор НУК, доктор технических наук, профессор Сергей Рыжков.
И Украина в целом, и Николаев в частности имеют возможность готовить кадры на самом высоком уровне. В состав НУКа сегодня входят пять образовательно-научных институтов, Институт последипломного образования, Учебно-научный центр заочного и дистанционного обучения, несколько факультетов. Он имеет филиалы и подразделения в других городах. А недавно создали еще и Колледж корабелов и Академию гардемаринов.
Для подготовки студентов НУК располагает 57 кафедрами. На них работают 12 лауреатов Государственных премий Украины и СССР, лауреаты премий Президента Украины и Верховной Рады. Здесь также трудятся 15 заслуженных деятелей науки и техники, 5 заслуженных работников народного образования Украины. В университете работают 86 докторов наук и профессоров, 346 кандидатов наук и доцентов. Подготовка бакалавров, специалистов и магистров ведется по 84 направлениям и специализациям.
(Окончание на 3-й стр.)

В прошлом году НУК (а людям старшего возраста он больше известен как НКИ) отпраздновал свое 95-летие. Но, несмотря на солидный возраст, было бы ошибкой считать этот вуз старичком, где закостенел «гранит науки». НУК и сегодня продолжает динамически развиваться.

Еще два года назад университет начал принимать активное участие в евроинтеграционных процессах. Здесь создан Центр евроинтеграции, который используется для проведения разнообразных встреч и круглых столов. Одним из результатов евроинтеграционной деятельности стало получение в 2015 году сертификата качества ISO 9001. Сейчас университет участвует в программе «Горизонт 2020», на которую в Евросоюзе выделено 80 млрд. евро.

Активно сотрудничают с НУКом европейские университеты и компании. И это «улица с двухсторонним движением». В частности, выпускники николаевского университета получают предложения работать в Европе, что свидетельствует об их высоком уровне. «Уже в этом году мы подписали соглашение с фирмой Damen. Недавно проявила заинтересованность японская компания Oshima Shipbuilding. В этом месяце ожидается визит представителя судостроительного предприятия из Риги, там наши студенты будут проходить практику с последующим трудоустройством», - поделился информацией С. Рыжков.

Экономика моря

Но здесь не забывают и о других векторах развития. Успешно продолжается сотрудничество с самой динамично развивающейся экономикой мира - Китаем. «Еще в 2010 году был подписан договор о совместной программе по подготовке специалистов кораблестроения с университетом китайской провинции Джансу. Это так называемая программа «4 + 0». Она предусматривает выдачу как наших, так и китайских дипломов. В этом году будет первый выпуск по этой программе», - рассказывает ректор. И сразу добавляет, что программа предусматривает чтение лекций на английском языке нашими профессорами в Китае. Это дает возможность ближе познакомиться с достижениями экономики страны. Ведь Китай сегодня по тоннажу строящихся судов занимает первое место в мире. Есть и другое соглашение - с университетом провинции Джицзян, это так называемая программа «2 + 2». По ней в Николаеве также учатся китайские студенты.

Сегодня на китайском рынке присутствуют компании всех развитых стран. Сотрудничество николаевского университета с китайцами помогает Украине налаживать экономические связи. «Подобных программ в других университетах Украины нет.
Сотрудничество с китайскими университетами здорово помогает нам последние пять - шесть лет держать высокий, практически мировой уровень подготовки студентов по судостроению. Но здесь есть интересный момент. Например, китайцев интересует не только судостроение. Там в каждой провинции, имеющей выход к морю, принято заниматься «экономикой моря». Это не только судостроение, это еще и морские перевозки, и ловля рыбы, и туризм, и добыча полезных ископаемых», - говорит профессор Рыжков.
Кстати, руководство николаевского университета перенимает передовой опыт китайцев - несколько лет назад в НУКе создан и успешно работает факультет «Экономики моря». Но об этом несколько позже, а пока вернемся к отечественному судостроению.
По мнению ректора, для того чтобы в Украине поднялось судостроение, нужны нормальные экономические условия. И тогда через три - четыре года наша страна сможет строить суда еще с большей производительностью, чем раньше.

Одним из толчков для восстановления наших верфей может стать строительство военных кораблей. Кстати, сейчас у НУКа есть договор с концерном «Укроборонпром», который предусматривает прохождение практики на предприятиях этого объединения. «Перспектива строительства боевых кораблей есть на николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара. Дело в том, что он пока остается в госсобственности и здесь можно организовать производство без долгой волокиты. А Украине сегодня очень нужна боевая техника. Более того, у этого предприятия есть и экспортный потенциал. Например, в мире существует спрос на корветы. Однако обязательным условием получения иностранных заказов на военные корабли является строительство таковых для украинских ВМС. И их эксплуатация нашими моряками», - делится своими размышлениями ректор.

Будет развиваться в Украине и гражданское судостроение. И драйвером здесь выступит АПК. «Так уже было во второй половине 19 века. Поражение России в Крымской войне на долгие годы поставило крест на военном кораблестроении. Но проведенные тогда реформы стимулировали хлебную торговлю. А для перевозки зерна нужны суда, и в результате судостроение в Николаеве возродилось. История развивается по спирали. Мы уже несколько лет активно экспортируем зерновые культуры. На примере компании «НИБУЛОН» видно, как отечественный сельхозтоваропроизводитель начинает заниматься судостроением. Правда, в отличие от 19-го века, сегодня для построения эффективной экономики требуется вывозить не сырье, а переработанный продукт. Примером может служить порт в городе Гент. Там работает более 100 тысяч человек, а занимаются они, в основном, переработкой отправляемой на экспорт продукции. Такая схема минимум в четыре - пять раз выгоднее вывоза сырья. И, заметьте, все это - составляющие морехозяйственного комплекса», - говорит С. Рыжков. И добавляет, что специалистов для этой сферы тоже готовят в НУКе - на факультете «Морской инфраструктуры». Это своеобразный ответ тем скептикам, которые говорят, что судостроение в Украине окончательно умерло.

Где наука - там прогресс

Научная работа сосредоточена в научно-исследовательской части университета. Она объединяет семь научно-исследовательских институтов, четыре центра, семь отраслевых лабораторий, 42 научно-производственных коллектива, научно-исследовательский центр кораблестроения, институт новой корабельной инженерии и научно-производственные отделения.

По словам проректора по научной работе НУКа, заведующего кафедрой электрооборудования судов и информационной безопасности, доктора технических наук, профессора Владимира Блинцова, университетская наука сегодня делится на четыре равнозначных направления: оборонные и государственные заказы, международная деятельность и внутренний рынок.

«Говоря о первом направлении, стоит подчеркнуть, что университет занимается мирными разработками. Но поскольку наша страна подверглась агрессии, то мы участвуем и в выполнении оборонных заказов. У нас ведется активная работа по укреплению морской компоненты обороноспособности: как в части научного обоснования проектирования боевых кораблей, так и по созданию подводной техники, которая используется для защиты морских и прибрежных объектов», - рассказывает В. Блинцов. В частности, несколько месяцев назад николаевские ученые передали воинам АТО подводный аппарат.

Выполнение государственных заказов проводится как по фундаментальной линии, так и в сфере прикладной науки. НУК давно и стабильно участвует в актуальных исследованиях, которые заказывает государство.

В рамках международной деятельности университет за последние 5 - 7 лет добился заметных результатов. Наши ученые хорошо себя зарекомендовали при выполнении заказов компаний из Китая, Вьетнама, Ирана. Сегодня они продолжают работать на этом рынке и одновременно начинают осваивать европейский вектор. В качестве примера можно привести создание уникальных противопожарных красок.

На внутреннем рынке университет давно выполняет работы по хоздоговорам с украинскими фирмами, которые неизменно остаются довольны полученными результатами. Одновременно научные сотрудники НУКа по своей инициативе выполняют ряд исследований, которые потом находят применение на практике.

«У студентов НУКа есть возможность приобщиться к научной работе, к исследованиям по самым разнообразным направлениям. А это прямая линейка карьерного роста для тех, кто решил посвятить себя научной деятельности в сфере морехозяйственного комплекса: студент - аспирант - кандидат наук и т. д.», - утверждает профессор Блинцов.

Границ для совершенства не существует

Как уже упоминалось, в 2013 году в НУКе создан факультет «Экономика моря». «Его появление обусловлено тем, что университет перенимает мировой передовой опыт, наработанный в рамках решения глобальных проблем. Например, если говорить о большинстве видов ресурсов, то они на суше или исчерпаны, или приближаются к этому. И единственным источником, который может обеспечить в течение длительного времени существование цивилизации, является Мировой океан. Сегодня мы находимся только на старте его освоения. И для этого нужны и подготовленные кадры, и научные наработки, в том числе и в сфере экономики», - рассказывает декан факультета «Экономика моря», доктор экономических наук, профессор Владимир Парсяк.

По его словам, непосредственным практическим толчком к появлению этого факультета стало осмысление мирового опыта. «Интересный момент: китайцам сегодня уже не интересны научные изыскания, связанные с шельфом. Этим занимаются практики. А для научных изысканий у них создается институт «глубокого моря». Становится ясно, что это особый вид хозяйственной деятельности. Причем самой разнообразной. На нашем факультете изучается экономика разных отраслей деятельности, связанных с морем. Например, «Экономика морского транспорта», «Экономика морской логистики» и так далее», - информирует В. Парсяк.

Это молодой факультет. И не только в плане даты создания. Здесь собрался очень компетентный преподавательский коллектив, средний возраст которого составляет всего 41 год. А его девиз - границ для совершенства не существует.

Наглядным примером экономики моря, который, кстати, неминуемо затронет и Украину, и Николаев в частности, можно назвать морской «Шелковый путь». «Этот проект придумали в Китае два года назад. Его суть в том, чтобы соединить Дальний Восток и Европу зоной безопасной торговли. Китай этим решает две большие задачи. Во-первых, выходит к энергетическим ближневосточным ресурсам. А самое главное: улучшается доступ к наиболее емкому рынку в мире - рынку ЕС. Украина находится на этом пути. И наши порты, и наши речные пути очень хорошо вписываются в схему товарооборота Китая с Центральной и Северной Европой. И для нас там есть целый пласт задач, над которыми мы уже работаем», - делится информацией С. Рыжков.

Значение морского «Шелкового пути» для Украины трудно переоценить. Некоторое время назад был запущен «комбинированный шелковый путь». Дело хорошее, но непростое. В первую очередь из-за нестабильности в тех странах, через которые он проходит. И сегодня мы уже видим, как этот проект пробуксовывает. Китайцы же очень хорошо просчитали морской вариант.

«Почему для Китая важен именно морской «Шелковый путь»? По нескольким причинам. Во-первых, морские перевозки на порядок выгоднее по сравнению с сухопутными. Ведь не зря же 90% всех грузов перевозится водным транспортом. Во-вторых, это безопасная альтернатива сухопутному шелковому пути, который шел или через Россию, или рядом с ней. А РФ, по разным причинам, сейчас становится зоной риска. И в будущем она может превратиться в систему «удельных княжеств» с неизбежными междоусобицами. Китайцы же рисковать своим благополучием не намерены. Что касается Украины, то чтобы достойно вписаться в этот проект, нужны знания и умения, в том числе экономические. А это как раз и есть задачей факультета «Экономика моря», - подчеркнул профессор Парсяк.
У студентов факультета есть возможность получить самые разнообразные знания в сфере экономики морехозяйственного сектора: начиная от экономики судостроения и заканчивая банковским делом. А в результате это дает очень широкий диапазон для трудоустройства. Причем в тех направлениях, которые в обозримой перспективе будут динамично развиваться.

«Одним из последних новшеств факультета есть специализация «Бизнес и частное предпринимательство». Это популярное и востребованное направление для студентов, которые чувствуют в себе силы быть не просто наемным работником, а генератором предпринимательских идей», - рассказывает декан факультета.

Также нужно отметить, что на пятом курсе 90% студентов факультета «Экономика моря» уже работают. Это красноречивое свидетельство высокой востребованности здешних выпускников.

Студенты - главные заказчики образовательных услуг

Николаевский университет имеет и уникальные студенческие структуры. Здесь на слуху такие вещи, как студенческое самоуправление, студенческая республика, студенческий парламент.

«Сегодня у нас уже есть принципиальная разница с теми советскими стандартами, по которым студент был «никто». Сейчас студенты - главные заказчики образовательных услуг. Они участвуют во всех сферах деятельности университета», - рассказывает глава студенческого парламента НУКа Михаил Михайлов.

По его словам, студенческое самоуправление призвано защищать права и интересы студентов. Так, например, приказ на отчисление любого студента должен визироваться представителем студенческого самоуправления. «Это делается для предотвращения произвола со стороны администрации. Мы проверяем ситуацию по каждому отчисляемому. Если у него куча долгов по всем дисциплинам, тогда все понятно. Но если он вовремя сдавал все зачеты и экзамены, то тут надо внимательно разбираться. И были случаи, когда нам удавалось уберечь студентов от отчисления», - говорит М. Михайлов.

Кроме того, органы студенческого самоуправления решают такие злободневные вопросы, как поселение в общежитие и выселение оттуда. Студуправление занимается еще очень многими вещами, рассказать о которых сейчас просто не позволяет газетная площадь. Но одно нужно сказать обязательно - те, кто учится в НУКе, живут полноценной студенческой жизнью.

В настоящий момент на очной и заочной формах обучения насчитывается более 12 тысяч студентов. В том числе более 1100 иностранцев, которые приехали из 24 стран мира.

«НУК стал по-настоящему международным университетом. И не только потому, что тут учатся студенты из десятков стран. Здесь создана уникальная неповторимая атмосфера студенческого общения, дружбы и братства. Тут очень интересная, разноплановая, творческая жизнь. Знаете, если бы у меня была возможность попасть в молодые годы и снова выбирать свой путь, то я бы однозначно снова пошел бы в этот вуз», - делится своими впечатлениями профессор Блинцов.

Сегодня научный и преподавательский коллектив Национального университета кораблестроения представляет собой удачный сплав молодости и опыта, которому по силам решение задач любой сложности. Он выпускает высококвалифицированные кадры и способен обеспечить ими весь морехозяйственный комплекс.

Одно из важнейших отличий НУКа от других университетов в том, что здесь охватываются все направления инженерной мысли и обеспечивается будущее трудоустройство выпускников как в Украине, так и за рубежом. Уже сейчас сюда идут обращения от различных предприятий с предложениями обеспечить их кадрами. В последнее время НУК стал «кузницей кадров» и для новых направлений. Так, например, сегодня здесь готовят плавсостав для гражданских судов - механиков и электромехаников. Есть новые интересные специализации в сферах логистики, экономики и многого другого. На выпускников по таким специальностям есть спрос сегодня, и он будет еще долгие годы. Это хорошая путевка в жизнь.

На снимке: Сергей Рыжков, ректор НУКа, доктор технических наук, профессор

Александр МИРОШНИЧЕНКО. _ "Южная правда", № 38 (23510)