19-May-2016 09:02 "Южная правда", № 56 - 57 (23528 - 23529) | КУЛЬТУРА
Успешное становление южного Гарварда
Инф.
Николаевская «Могилянка» отметила свое 20-летие. Очень образно вспоминает об этом Юрий Верланов, бывший декан факультета экономических наук ЧГУ: «Дуже схоже на Олександра Дюма: невідомо звідки приїхали до «Парижу», невідомо-якої породи коні, але з великими амбіціями, енергією відданості та прагненням зробити корисне для незалежної України. Були помилки, інтриги, були перемоги й осяяння. Багато часу минуло, хоча для університету 20 років - досить короткий період. Утім, його, як виявилося, було достатньо для того, щоб з однієї орендованої кімнати перетворитися на класичний університет із доволі пристойним місцем у ТОП-200 університетів України».
На юбилее Почетный президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав Брюховецкий отметил, что этот вуз начинался с мощнейшего интеллекта двух личностей - ректора Леонида Клименко и проректора по научной работе Александра Мещанинова. Кроме энтузиазма у Леонида Павловича был почти 25-летний преподавательский опыт. Им с Александром Павловичем довелось поработать в Китае, неоднократно бывать за рубежом, где они встречались и работали с американцами, японцами, немцами. Имели четкое представление об организации обучения и образования в развитых странах. В одном из интервью в СМИ Леонид Клименко признается: «Наш университет - яркий пример воплощенной смелой идеи». Но ни сами создатели, ни их однодумцы-коллеги не рассчитывали за сравнительно небольшой период времени увидеть классический университет, каковым в настоящее время является ЧГУ. В 1996-м были получены лицензии на первые три специальности: компьютерные науки, экономика и экология. Первый штат насчитывал всего 15 преподавателей, сегодня - более 400. Около 30 специальностей. Когда начинали, был один доктор наук, ныне - их более 60 и свыше 200 кандидатов наук, 10 академиков и 9 заслуженных деятелей науки и техники. В университете работают ученые и преподаватели из США, Германии, Франции, Швейцарии, Польши, Румынии, Южной Кореи, Италии, Японии, Китая, Литвы и других стран. В структуру входят 5 институтов, 6 факультетов, научно-исследовательская часть, отделение довузовской подготовки.
Коллеги Леонида Клименко и партнеры ЧГУ отмечают удивительные личностные качества ректора: его хозяйственные струны, деятельные позывы, интуитивно-прогнозные способности, талант организатора, поразительную трудоспособность и коммуникабельность, создающую новые и прочные связи.
Как-то мэр Николаева Александр Сенкевич признался, что хоть и должен любить все вузы одинаково как городской голова, но к ЧГУ относится по-особенному, так как здесь учился. Он уверен, что 20 лет назад николаевская «Могилянка» вошла в ДНК города и постоянно преображает его, улучшая облик как на родине, так и во всем мире.
За два десятилетия университет вырос из Николаевского филиала Национального университета «Киево-Могилянская академия» до Черноморского государственного имени Петра Могилы, занимающего флагманские позиции в подготовке специалистов высшей квалификации не только на юге Причерноморья, а и во всей Украине. Благодаря талантливым преподавателям, студентам и выпускникам ЧГУ им. П. Могилы славится во всех уголках мира, где студенты успешно продолжают учебу, проходят стажировку, побеждают в конкурсах и программах, находят работу или путешествуют.
Характерные черты университета: высокое качество образования, современные подходы к созданию учебных планов и программ, привлечение лучших отечественных и зарубежных ученых-преподавателей, побуждение студентов и молодых ученых к саморазвитию, создание условий для свободомыслия и действий, активная государственно-творческая позиция - известны всему цивилизованному миру.
Восхищает гражданская позиция университета. С момента основания ЧГУ позиционирует себя как проукраинский, национальный и политически грамотный вуз. В критический момент, который сложился в Украине в 2014 - 2015 годах, коллектив решительно выступил за сохранение территориальной целостности и независимости Украины, поддержал ее европейский выбор, предоставляет постоянную помощь бойцам АТО и одеждой, и медикаментами, и средствами на ремонт боевой техники.
Классический университет нового типа
- Леонид Павлович, завершается учебный 2016 год. Чем он знаменателен для вуза? Назовите главные итоги, достижения уходящего года и основные задачи на ближайшее время.
- Главное достижение - мы прошли этот год стабильно: регулярно выплачивали зарплату, стипендию. Не прерывались зимой на вынужденные каникулы в связи с морозами и холодами, а отапливали помещения. Мы полностью обеспечили качественное обучение и достойную работу своего персонала. Не было никаких кризисов, перебоев, все шло по плану. Образование - консервативная отрасль, которая не любит никаких штормов. То, что планировали, сделали: люди защищали дипломы, диссертации.
Основной же задачей на ближайшее время является открытие на базе Черноморского государственного университета имени Петра Могилы медицинского института. Это поможет решить проблему обеспечения врачами юга Украины: Николаевской, Херсонской, Кировоградской областей, где не готовят медиков с высшим образованием. «Лечебное дело» - самая сложная задача в сравнении с открытием любых других специальностей. Никогда у нас в Николаеве не готовили врачей. Это впервые. Большие вопросы возникают в организации лабораторной базы, кадрового состава, учебных помещений, общежитий. Для качественного образования должна быть не маленькая группа, а хотя бы 100 студентов на курсе. Мы к этому шли ни одно десятилетие. Открыли специальности «Медицинские приборы и системы», «Здоровье человека», «Психология». Кадры в Николаеве есть - более 30 кандидатов медицинских наук. В нашем университете уже работают 6 докторов медицинских наук. Преподаватели нужны по мере роста от курса к курсу. На первом - общеобразовательные дисциплины, а медицинский персонал будет постепенно наращиваться. В Украине есть достаточно профессионалов в медицинской сфере с научными степенями, чтобы закрыть кадровый вопрос. Уже имеется перечень специалистов, готовых у нас работать. Уверенность придают опыт открытия такого классического университета и 30 созданных специальностей. Это колоссальный кладезь успеха. Так что справимся!
Реформы
«в граните»
- Среди ректоров вузов есть сторонники проводимой в Украине образовательной реформы и противники. С кем вы? Какие последние прогрессивные начинания, тенденции руководства Минобразования и науки Украины, общественности вы поддерживаете и почему?
- Отрасль образования в Украине - одна из самых многогранных. Идут постоянные реформы. Одним решением их невозможно провести. Наиболее болезненные вопросы высшего образования сегодня - это постоянное уменьшение количества абитуриентов. Здесь много причин: и демографический спад, и потеря территорий Украины, и огромный отток абитуриентов в другие страны. Польша, Чехия, Словакия, Германия и другие страны присылают своих эмиссаров, которые ходят по университетам и агитируют учиться за рубежом. Они наполнили сайты объявлениями, что предлагают различные льготные условия для обучения в Европе, Канаде, США. Учитывая кризис в Украине, талантливые абитуриенты все чаще выбирают европейские вузы, где плата за обучение не намного выше, чем в Украине. До 20% украинских абитуриентов получают образование в других странах. Уезжают также студенты-бакалавры. Зная хорошо английский язык, они получают дальнейшее образование и работу в странах Европейского мира и США. Это одна из самых болезненных проблем Украины. С одной стороны, мы говорим, что нужно обучать английскому языку. Но чем больше молодежи владеет иностранными языками, тем больше уезжает и обратно не возвращается. Мы теряем молодое поколение безвозвратно. С другой стороны, иностранным языком нужно владеть, бесспорно. И при этом создавать комфортные условия проживания в Украине. Необходимо поднимать экономику, жизненный уровень населения. За один год этого не решить. Учитывая демографическую задержку, мы получаем абитуриентов в совершеннолетнем возрасте. Если даже сегодня все это будет сделано, дети появятся в вузах только через
17 - 20 лет. Наши выпускники школ очень ценятся в Европе, и вузы с удовольствием их берут. Это значит, что потенциал есть. Нужно только создать конкурентные условия, чтобы студенты оставались в Украине.
Вопрос перехода средней школы на 12-летнее образование для вузов тоже очень болезненный. Это опять ведет к провалу, к сокращению на 20% количества студентов и больно бьет по загрузке и зарплате преподавателей. На мой взгляд, 12-летнее школьное образование нужно вводить, но за счет раннего набора детей в школы - не с 7 лет, а с 6. В США дети в школы идут даже в 5 лет. Моя внучка в 3 года уже читает. Дети в большинстве своем - акселераты.
Насущных проблем образования в Украине немало. Например, половина денег, выделяемых на высшее образование, предназначена на стипендии, которые являются социальной поддержкой студентов. Стипендии нужно выводить из статьи образования и переводить в социальную сферу. Это не образовательные суммы.
Большие требования к университетам и по материальной базе, но ни копейки на нее не выделяется. Декларирована автономия, но фактически университеты ее не имеют. Кабинет Министров жестко ограничивает наши действия. Самостоятельно можем выбирать только, каким цветом мела писать на доске. Купить сегодня телевизор за 450 гривень, стул за 150 или автомобиль за 60 тысяч нереально. Нет таких цен уже на рынке. И программное обеспечение должно быть лицензионным. А денег на это государство не предоставляет. Стоимость контрактов в год в девяностые была эквивалентна 1000 долларов, а сегодня 5 - 6 тысяч гривень. Учить контрактников нынче в убыток. Но мы вынуждены их брать, чтобы оплатить хотя бы коммунальные услуги: свет, воду, газ.
Ощутим явный отток иностранных студентов из наших вузов. Почему? Сегодня по украинским нормативам за контракт с иностранцем мы не можем брать меньше 1500 долларов. А Европа установила у себя 1000. Кто из них поедет учиться в нестабильную Украину, когда в Европе дешевле? В системе образования Украины скопилось много острых вопросов, которые требуют неотлагательного, кардинального решения свыше и на местах!
Николаевская
«Могилянка» -
форпост
украинства
на юге Украины
- В чем вы видите основную миссию ЧГУ им. Петра Могилы и достигнута ли она в 20-летний юбилей учебного заведения?
- Первые годы деятельности КМА демонстрировали, что в Украине необходимо создавать такие учебные заведения, которые были бы симбиозом лучших черт высшего образования советских времен и образовательных достижений ведущих стран Запада. Время требовало подготовки специалистов, отвечающих современным международным нормам. Когда мы организовывали вуз, создавали в Николаеве европейский университет национальной направленности. Что это значит? Обучение - на украинском языке, свободное владение несколькими иностранными языками, подготовка патриотов Украины, работающих на ее благо и процветание, и образование без коррупции. У нас приветствуются активные студенты, добивающиеся своей цели. Мы говорим подрастающему поколению: у кого есть большие амбиции, ЧГУ ждет вас! Нам многое удалось. Сегодня наши студенты учатся, стажируются, работают, живут по всему миру. На днях ко мне пришла студентка, она уезжает на «Благословенную землю», на остров Шри-Ланка. Не говорю уже о Европе, Канаде, Америке. Я встречал наших ребят и в Южной Корее, когда ко мне подходят на улице и говорят: «Леонид Павлович, здравствуйте. Мы ваши студенты». Видел и в Фениксе, столице американского штата Аризона. И в Южной Америке. Студенты работают и во Всемирном банке в Вашингтоне, и в крупных компаниях Киева. Во Вьетнаме наш выпускник руководит судостроительным заводом. Всех отследить, где находятся, невозможно. Но периодически узнаем о достижениях наших талантливых воспитанников.
Украина переживает сегодня тяжкие времена: оккупация Крыма и Донбасса, трагические события в Одессе. Почему Николаев остается украинским? Не потому ли, что ЧГУ имеет воздействие на менталитет нашего населения? Когда разгоняли антимайдан на площади Ленина два года назад, то среди активистов-патриотов было много наших студентов. Силами ЧГУ чаша весов в Николаеве перевалила за Украину. Помнится, как родители, решив отдавать детей в «Могилянку», требовали от директоров школ переходить на украинский язык обучения. Николаев с позиции Украины стал сегодня более сильным.
Без преувеличения «Могилянка» является форпостом украинства на юге Украины. Это сыграло важную роль в отстаивании национальных интересов, сохранении мира и покоя на Николаевщине. И это главная миссия ЧГУ им. Петра Могилы.
Совершенству
нет предела
- За последнее время какие новые возможности, специальности, направления деятельности открылись в ЧГУ? Насколько они важны, значимы для вуза, региона, страны?
- Я много поездил по свету. Был в Южной и Северной Америке, в Азии и Европе. Наблюдал, как работает там отрасль образования. В Советском Союзе была отраслевая подготовка кадров. НКИ, например, готовил кораблестроителей для Владивостока, Мурманска, Горького, т.е. всех судостроительных предприятий и городов Союза. Сегодня такое невозможно. Подготовка кадров переходит от отраслевой - к территориальной. Каждый регион должен готовить для себя определенные кадры. Мы придерживаемся этой политики. ЧГУ выпускает практически всех специалистов. Как в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния) - нужно, например, 5 диспетчеров. Приглашают специалистов, на месте готовят диспетчеров и через полгода получают. Наша система - более инерционная: начинают с первого курса и где-то через 7 лет имеют. Семилетку планировать никто не может. Прогресс, экономика не стоят, все меняется. Нужно переходить к более гибкой, динамичной системе подготовки и переподготовки кадров. ЧГУ готовит сегодня специалистов всех направлений: и гуманитарного, и технического. А по государственному управлению у нас наиболее сильный кадровый потенциал в Украине - 10 докторов наук. Это больше, чем в Академии государственного управления при Президенте Украины. Кроме того, действует докторский Совет по госуправлению - их всего три в стране. Отрадно то, что к нашему спецсовету обращаются не только исследователи ЧГУ, а и со всей Украины. Они постоянно печатают свои научные работы в наших университетах и международных изданиях.
В последнее время открыли новые специальности: журналистика, спорт, землеустройство, строительный факультет. У нас очень мощный факультет компьютерных наук, имеющий также докторский Совет по защите диссертаций. На факультете ведется обучение по 4 направлениям. Студенты получают комплексную математическую, фундаментальную и профессиональную подготовку.
- Сегодня Украина пытается переориентироваться на западные ценности в высшем образовании. По-вашему, как должна развиваться украинская высшая школа? Совершенству нет предела. Что делается для еще дальнейшего улучшения качества образования в ЧГУ?
- Сегодня диплом ЧГУ имени Петра Могилы признается в мире. Например, у нас есть договор с университетом Сан-Хосе, столицей «Силиконовой долины», где сосредоточены мощные компьютерные фирмы. К нам приезжает читать лекции декан компьютерного факультета этого университета. Наших студентов по договору берут в магистерские программы американского вуза. Диплом бакалавра ЧГУ там на почетном месте. Некоторые дисциплины, которые мы читаем в курсе бакалаврата, в Америке даются в магистратуре. Поэтому говорить, что наше образование уступает мировым стандартам, некорректно. Нельзя отвергать достижения советской высшей школы. Сохраняя лучшие основы советского высшего образования, необходимо брать на вооружение прогрессивные образовательные достижения Европы и Америки. За 20 лет существования нашего университета многое изменилось. Если 20 лет назад большой проблемой было насытить учебные заведения современными компьютерами, то сегодня мобильные телефоны - мини-компьютеры есть почти у каждого студента. Необходимо покрытие университета мощным Wi-Fi, беспроводным Интернетом. Если раньше мы радовались построенному читальному залу на 200 мест, густо заполненному студентами, то сегодня он пустует, и мы думаем, что делать. Хотим открыть интернет-кафе, чтобы ребята могли взять кофе, булочки, десерт и плодотворно работать здесь. Меняются технологии, решения. Нужно просто идти в ногу со временем.
Сегодня необходимо привлекать в университет иностранцев. Они приносят деньги. И это шанс для развития материальной базы нашего учебного заведения. Другого пути нет. Украинцы не способны пока вкладывать деньги в развитие высшего образования. Нужно также улучшать кампусы университета, делать более комфортабельными общежития: комнаты на два человека со всеми удобствами. Общежитие на Луговенко уже преображаем на европейский лад. Имеем там трехзвездочную университетскую гостиницу на 16 мест для иностранных преподавателей, где есть Wi-Fi, телевизор и спутниковое телевидение, горячая вода. Предстоит также модернизировать газовые котельные и перевести их на пилеты, альтернативное топливо. Процесс совершенствования непрерывный.
Ведущее место
на международном уровне
- Леонид Павлович, расскажите о международном сотрудничестве ЧГУ. С какими вузами мира вы работаете? Есть ли стажировки преподавателей и студентов за рубежом? Что это дает?
- Преподаватели, особенно те, которые в руководстве, должны обязательно проходить долгосрочную зарубежную стажировку. В свое время, если бы я не стажировался за рубежом, возможно, не возникла бы идея открыть университет нового типа. Знакомство с зарубежной системой образования и новые, передовые идеи - это здорово. Как китайцы делают? Они не покупают лицензии, а направляют своих сотрудников в ведущие компании мира, где те старательно работают, все впитывают в себя, потом возвращаются, и мы видим прорыв китайской экономики. Я бывал в Китае и видел, как они впивались в нас, вытаскивали ценную информацию и претворяли ее в жизнь. Их пример достоин подражания.
Ежегодно в ЧГУ со студентами работают преподаватели и ученые из университетов США, Канады, Великобритании, Швеции, Германии, Франции, Польши, Италии, Румынии. Тесные контакты у нас с университетами Южной Кореи, Китая, Японии, Израиля, Британии. Посольства этих стран присылают к нам своих преподавателей, платят им зарплату, обеспечивают методической литературой. Мы предоставляем же только проживание. Нам это очень выгодно. В свою очередь представители ЧГУ успешно наладили партнерские связи с десятками университетов и ведущих научно-образовательных центров мира. Университет сотрудничает с очень многими вузами Америки, Канады, Польши. В Польше сейчас в течение одного семестра находятся на стажировке 60 наших студентов. Группа студентов - в Германии.
Кстати, среди почетных профессоров ЧГУ есть зарубежные ученые, например, экс-президент Ассоциации университетов Карпатского региона, вице-ректор, профессор права Жешувского университета им. Королевы Ядвиги Станислав Саган. В свою очередь ученые ЧГУ доктор исторических наук, профессор Е. Г. Синкевич является почетным профессором Академии им. Яна Длугаша (Польша), доктор технических наук, профессор
С. И. Пастушенко - академиком Польской академии наук.
Что касается зарубежных гостей, то с визитами у нас были главы Представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшера и Ян Томбинский, послы в Украине Германии, Великобритании, Франции, Испании, США, Польши, Болгарии…
Традиционно в ЧГУ прибывают многочисленные зарубежные делегации на ежегодные международные научно-практические конференции «Ольвийский форум» и «Могилянські читання» на тему: «Досвід та тенденції розвитку суспільства в Україні: глобальний, національний та регіональний».
Но есть и вторая сторона медали международных отношений. После бакалаврата из 18 немецких филологов ЧГУ 12 уехали в Германию. Да, прекрасное образование мы дали, хорошо научили! В прошлом году после практики не вернулось 15 человек из США. Запретить выезд - это не выход. Нужно создавать на государственном уровне такие условия, чтобы молодежь оставалась в Украине.
ЧГУ на службе
у местной общины
- Назовите свои самые яркие инициативы, послужившие преобразованию качества образования, подъему студенческого самоуправления, творческой жизни университета.
- В 2009 году Болонский университет отмечал свой юбилей - 900 лет основания. Меня пригласили на это событие в Болонье, Италию. И ЧГУ им. Петра Могилы присоединился к Magna Charta Universitatum - Великой хартии университетов, вошел в Ассоциацию университетов Европы. Причастность к международному сообществу, мантия, огромное количество ректоров со всего мира, памятная подпись под хартией в книге, которая хранится века… Такой охватил подъем духа, и пришла мысль: почему нет хартии университетов Украины. Вскоре мы разработали ее. И ЧГУ им. Петра Могилы выступил с инициативой создания, стал одним из основателей Всеукраинской научно-образовательной общественной организации «Ассоциация университетов Украины». И в 2009-м в Ливадийском дворце в Ялте 30 университетов Украины, которые ранее подписали Magna Charta Universitatum в Болонье, объединили свои усилия по защите академических стандартов для устойчивого развития общества. Меня избрали президентом Ассоциации университетов. Сегодня к этой Ассоциации присоединяются и зарубежные университеты, и другие международные организации. Это стало знаменательным событием для меня. Создание Ассоциации университетов Украины - это шаг признания социальной ответственности университета не только на региональном уровне, но и в контексте ответственности за формирование единого европейского научно-образовательного уровня. Этим шагом ЧГУ засвидетельствовал социальную зрелость и ответственность как перед действующей новой генерацией молодежи, так и грядущими поколениями.
Знаменательна также Таллуарская декларация Бостонского Тафт университета. Ее основная идея в том, что университеты должны служить местной общине, представлять ее интересы, поднимать региональные проблемы и решать их. Мы в Мадриде в присутствии короля Испании также подписали Таллуарскую декларацию. То есть миссия университета - в служении местной общине. Эти принципы положены в психологию подготовки наших студентов. Например, мы много лет уже выступаем за создание Николаевского ботанического сада. Рядом с ЧГУ находится парк, и университет готов взять на себя посадку сада, разведение его и уход за ним. Но для этого депутаты городского совета должны нам отдать этот парк. Он никогда не будет приватизирован. Все, что принадлежит государственному университету, не может быть продано. Мы многое делаем для обучения, например, атошников. В 2014 году ЧГУ расширил работу в сфере повышения квалификации военнослужащих в рамках проектов Украина - Норвегия и Украина - НАТО «Профессиональная переподготовка уволенных в запас кадровых военных ВСУ и других силовых структур, членов их семей и способствование их трудоустройству». Главными партнерами университета являются Министерство иностранных дел Королевства Норвегия, Трастовый фонд НАТО «Партнерство ради мира», Международный фонд социальной адаптации, Благотворительная организация «Конверсия военных кадров». Больше сотни воинов АТО в прошлом году поступили к нам по госзаказу. Их также нужно переучить, дать возможность интегрироваться в гражданскую жизнь. Это тоже задача университета.
В помещения университета сделан доступ инвалидам-колясочникам. Инвалиды должны себя чувствовать полноправными членами общества. Эту идеологию мы тоже несем. И над этим работаем. За последние 5 лет в ЧГУ получили высшее образование 130 человек разных групп инвалидности. Совместно с Николаевским областным центром занятости ЧГУ реализовал проект обучения 15 безработных инвалидов по курсу «Практический Web-дизайн, создание и сопровождение Web-узла» с дальнейшим трудоустройством на предприятие Союза организации инвалидов «Літопис». Это тоже миссия университета.
Возьмем жилищные вопросы молодежи. Сегодня, чтобы молодежь осталась и работала в Украине, надо дать ей жилье. Кредиты под 30% не способен осилить никто. Какая же будет рождаемость, если не будет жилья у молодежи? Наши девочки вышли замуж и живут сегодня в Европе, Колумбии, Америке… Что делать? В Николаеве есть много недостроенных или аварийных зданий, которые можно реконструировать. Причем это будет на порядок дешевле, чем строить новые. Не беря кредиты, университет за свои деньги построил два дома и дал нашим сотрудникам более 70 квартир. Мы от города не получили ни единой квартиры.
- Где самореализуются ваши выпускники, помогаете ли им с трудоустройством и каким образом?
- Уже более десяти тысяч выпускников активно работают над собственным развитием и строительством государства в динамичном контексте общемирового движения. Они успешные и быстро приобретают признание, авторитет, влияние. Приятно слышать восторженные отклики о них как в Украине, так и за рубежом.
Мы нацеливаем наших студентов достигать цели в жизни не за счет всяких «подковерных» игр, а за счет квалификации, ума, энергии, активности и т. д. Это позволяет им делать успешную карьеру и проявлять себя в полной мере. Поэтому наших выпускников с удовольствием берут такие ведущие компании, как «НИБУЛОН», «Сандора», «Приватбанк» и др. Причем они говорят: нам все равно, какой специальности ваши выпускники - политологи, экологи. Главное - у них есть базовые знания, они способны учиться и творчески действовать.
- Можно ли сказать, что диплом выпускника ЧГУ им. Петра Могилы - это знак качества специалиста, знак качества молодого человека?
- Наш факультет, например, компьютерных наук выпускает не только теоретиков, но и практиков программирования и системного администрирования, которые по окончании старших курсов пользуются повышенным спросом как на рынке «фриланса», так и в ведущих международных IT-компаниях. Мы этому способствуем. Наши выпускники работают в многочисленных международных корпорациях, свободно выдерживают ротацию между разными должностями и постоянно профессионально растут. Если говорить об уровне подготовки наших студентов, то две наши выпускницы, уже докторанты, преподают английский язык в Колумбии, в университете Боготы. Это Южная Америка. Они работают там уже восемь лет, а свои докторские диссертации защитили в Мадриде.
В Украине принят такой закон, что вуз не отвечает за трудоустройство. При советской власти было распределение на работу, а сегодня принудительный труд запрещен всякими конвенциями и студент имеет право выбора. Исключение, если он поступал вне конкурса по целевому направлению.
Наш университет имеет отдел способствования трудоустройству, который дает наличие рабочих мест. К нам постоянно обращаются за специалистами областное казначейство, Приватбанк, политические партии… На университетской доске объявлений висят постоянно объявления различных фирм, что им нужны люди. Банки даже признаются: нам все равно, какой специалист, лишь бы был выпускник ЧГУ. Когда студенты владеют украинским и английским языками, имеют востребованную специальность, у них нет проблем с трудоустройством.
Лидеры новой
генерации
- Чем больше будет активных, принципиальных граждан среди молодежи, тем успешнее реформирование нашего общества. Что для этого предпринимает ЧГУ? Что за лидеров новой генерации он готовит?
- Мы всегда нацеливаем молодежь, если чего-то хочешь добиться, иди в наш вуз. Когда наши студенты едут на стажировку, напутствуем: подписывайте от имени университета договора о сотрудничестве. Как-то меня пригласил в Майами Билл Клинтон на обед. Каким образом? Потому что в его фонд Содействия образованию попали наши студенты, которые были в Америке. Очень удивленный их знаниями и способностями, Билл Клинтон передал особое приглашение 42-го президента США ректору Леониду Клименко для участия в конференции «Глобальная инициатива - университет». Это не единичный случай. Меня пригласили в Министерство образования Колумбии, где работали две наши выпускницы. Там диву давались, что это за университет такой, что девочки в 22 года становятся профессорами. Они преподавали в Колумбии английский язык, общались в городе на испанском, знали немецкий. Не говоря уже о русском и украинском. Колумбийцы не могли понять, как в 22 года можно быть такими образованными. И они потом направляли в ЧГУ на магистерские программы по английскому языку своих студентов. А Марина Ващенко, которая работает в Бостоне. Она защитила докторскую диссертацию и привлекла нас в Таллуарскую сеть университетов. А наш выпускник Александр Сенкевич - мэр Николаева, надежда счастливого преображения города. Это лидеры новой генерации.
Кто они? Личности, имеющие активную жизненную позицию, добивающиеся успехов только за счет своего интеллекта, ума, энергии. Наших студентов мы учим достигать вершин. Тот, кто настойчив, успешен.
Секрет высокого рейтинга
- Скажите, в чем секрет высокого рейтинга ЧГУ среди лучших вузов страны?
- Когда мы создавали наш университет, делали это для того, чтобы студенты получали качественное образование. Начинали с нуля. Первый штат насчитывал 15 сотрудников. Стартовали на энтузиазме. Полтора года университет создавался на общественных началах, на собственные деньги. И даже первому набору студентов в 1996-м - 175-ти по госзаказу мы платили стипендии. Контрактников было тогда всего 9. Так что открывали государственный вуз, платили стипендии, зарплату без бюджетного финансирования государства. Мы делали все, чтобы студенты не знали, что такое взятка. Они видели, что преподаватели работают для них, чтобы они достигли чего-то в жизни. У нас много училось детей наших сотрудников. И тогда принимали решение: что можем дать своим кадрам? Акции завода? Нет. Высокую зарплату? Нет. И решили: дети наших сотрудников поступают вне конкурса на бюджетные места. И когда здесь учились и родные дети, родители делали все, чтобы им было хорошо. Мне очень нравится идеология Южной Кореи. В чем она? Если государству хорошо, то и каждому. И все там работают так, чтобы страна процветала. Поэтому свой университет создавали на таких же принципах.
Секрет успеха ЧГУ им. Петра Могилы: высокое качество образования, воспитание лидеров новой генерации, знание иностранных языков, компьютерной техники и информационных технологий.
- К сожалению, в вузах Украины не изжита проблема взяточничества, коррупции. Расскажите об эффективной системе противодействия этому злу в вашем университете.
- После каждой сессии мы проводим соцопрос. Причем его делают студенты и, что важно, анонимно. Когда вдруг появляются чьи-то фамилии, сразу увольняем, даже если предоставили квартиру. Сегодня кадры замещаем только своими выпускниками, теми, кто прошел через нашу систему образования. Есть такая категория студентов, которая без подношений не может. Это мизер - где-то 0,5%, но они есть. Бывают парадоксальные ситуации. Приходит папа одной студентки: «Я хочу решить вопрос ее поступления». Объясняю: «Всех, кто приехал из Америки, учился там, получил диплом, берем вне конкурса, потому что беспроигрышный вариант». «Что же я скажу своим, - возмущается он, - не решил вопрос?» «Хотите решить, - отвечаем, - идите в кассу». Он взял 1000 долларов, пошел и заплатил как благотворительный взнос и ушел довольным.
Настоящий
золотой ресурс
- Успешная работа ректора зависит от команды. В работе университета на кого вы делаете основную ставку? Опираетесь ли вы на общественных лидеров? Каких известных личностей привлекаете из успешных управленцев, национальных патриотов, предпринимателей для работы со студентами?..
- Команда была еще до открытия университета. Я поделился идеей создания с Александром Мещаниновым.