03-Jun-2016 14:10 "Южная правда", № 65 (23537) | КУЛЬТУРА
От сакрального к жанру «ню»
Наталия СМИРНОВА. Фото автора.
У художника Юрия Гуменного серьезный подход к творению и выставочной деятельности. За последние несколько лет его произведения не раз демонстрировались и имели успех в Киеве, Одессе, Ивано-Франковске, Тернополе, Львове и других городах. Очередная персональная выставка, проходившая в николаевском Доме художников вызвала заслуженный интерес. Коллеги и зрители единодушно отметили мастерство, его талант и вдохновение.
В экспозицию вошло немалое количество живописных и графических работ, каждая из которых отражает высокий уровень профессионализма и индивидуальную живописную манеру автора. Представитель львовской школы, ученик Владимира Овсийчука и знаменитого Романа Сельского, не поощрявшего «прямолинейного срисовывания», всегда стремился к творческим экспериментам и с годами выработал неповторимый стиль. Сегодня Гуменного по праву называют одним из самых своеобразных художников украинского современного искусства. «Считаю себя полноценным реалистом, - говорит Юрий Степанович, - изображаю людей, природу, только вижу по-другому». Особенное видение и переживания-ощущения определяют поиск и процесс воплощения замыслов в разных темах и жанрах. Сакральная – преобладающая. Обращаясь к библейским историям, он переосмысливает и по-своему трактует их сюжеты, заостряя внимание на вечных истинах и ценностях. «Молитва», крестная «Ноша», «Разговор» со Спасителем, «Голгофа» имеют непреходящее значение при том, что это светские произведения, не посягающие на каноны церковного искусства. Художник, предлагая нам новое прочтение евангельской «Вечери», побуждает задуматься над греховностью и праведностью бытия. «Скорбное Рождество», сюжет которого выходит за пределы евангельской истории о рождении Спасителя, соотносится с сегодняшней жизнью. Откликнувшись на трагические события, происходившие в 2014 году, он посвятил свой реквием тем, кто уже никогда не увидит синеву рождественского неба, не увидит, как «засыпая дороги, засыпая могилы, падает снег...».
Значительное место в творчестве заняли работы, посвященные женским образам и жанру «ню». В фигуративной живописи автор избегает классической натуралистической достоверности. «Можно нарисовать глаза, губы, руки, пальцы, но я не стремлюсь к этому», - подчеркивает мастер и находит оригинальные живописно-пластические решения, изображая лица и красоту нагого тела. Из красок, линий, чувств он сотворил прекрасную Мадонну, склонившуюся над младенцем, искусительницу «Еву», загадочную «Женщину с котом». «Обнаженные», представленные в разных композиционных вариантах – в интерьере, с цветами, ранним утром и при лунном свете, являются обобщенным идеалом женственности. Жанр «ню» всегда считался непростым и очень сложно не переступить тонкую грань, отделяющую эстетику от пошлости. По мнению одесского художника Михаила Пархоменко, рисовать обнаженную натуру «целомудренно, нежно, чисто», подобно Гуменному, не каждому дано.
Помимо «ню», написанных с чувством меры и такта, религиозных и мифологических мотивов, зрители увидели графику – завершенные рисунки, а также зарисовки и эскизы, которые обычно служат подготовительным материалом для будущих картин. Несмотря на вспомогательную роль, они существуют самостоятельно, как самодостаточные работы. Искусством рисования художник овладел в совершенстве. На листах, простым карандашом, с помощью лаконичных линий и штрихов, он рисует портреты, выражает характеры, свои наблюдения, мысли, эмоции. Безупречную, исполненную в лучших традициях графику ценят не только специалисты в этой области искусства, но и литераторы. Недавно в издательстве «Илион» увидела свет книга стихов «Скрипка з того берега» Дмитра Креминя. Высокое слово поэта дополнили рисунки – «В мастерской», «Женщина со свечой», «Старик», «Утрата», «Вороны» и другие.
В культуре нашего времени выставки Гуменного, приятные для воприятия, полезные для ума, – явление заметное. Нынешний вернисаж стал центром притяжения для многих горожан, в том числе и именитых. Художники Александр Покосенко, Иван Булавицкий, Татьяна Купцова, Серафима Сенкевич и Константин Головин, поэты Вячеслав Качурин и Дмитро Креминь вели разговор о «поэзии, воплощенной в линиях и красках», желали мастеру дальнейших творческих свершений. Намечается новая выставка. В следующем году Юрий Гуменный отметит 70-летний юбилей.
