воскресенье

14 декабря

2025 г.

Сообщить новость

20-Sep-2016 08:00 "Южная правда", № 107 (23579) | ПОЛИТИКА

«Освобождение» по Довженко

Анатолий СОРОЧАН.

17 сентября 1939 года СССР ввел войска в Западную Украину и Западную Белоруссию. Это было фактически участие в войне на стороне Германии. Военная кампания длилась до полного прекращения сопротивления польских сил в начале октября 1939 года.
Понятно, что после окончания ВМВ СССР было крайне неприятно признавать себя союзником Германии, поэтому рождались разнообразные исторические мифы. В этом плане документальный фильм «Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью» является очень любопытным документом, задуманным как демонстрация триумфа коммунистического государства, а сейчас выступающим свидетельством тотальной лжи, на котором строилась пропавшая с политических карт, но не со всех голов империя. Когда Красная Армия вошла на восточные земли II Польской Республики, во Львов был направлен известный украинский режиссер Александр Довженко (1894 - 1956) с поручением воспеть воссоединение украинцев и белорусов в границах одного государства под чутким руководством лучшего «друга всех народов».

«Освободительный поход» по фильму

Фильм по большому счету состоит из кадров митингов, демонстраций и нехитрой военной хроники, разнообразных официозных выступлений, которые изредка перебиваются редкими натурными съемками. Сопровождает видеоряд закадровый голос, торжественно комментирующий происходящее.

Краткое описание.

Пограничный Збруч - граница, разделявшая украинский народ, бывший то ли Стиксом, то ли Железным занавесом и павший в одночасье; мрачные картины беспросветности под властью панов: 88% земли у панов и священников; крохотные земельные наделы у крестьян; болезни и рахит у детей; добыча нефти допотопным способом; запрет даже названия Западная Украина.
Артканонада. Колонны танков и танкеток на скорости. Войска, кавалерия и песня «Засвистали козаченьки…». Восторженная встреча Красной Армии; беженцы, дети, студенты; граница на реке Сан; митинг у могилы Ивана Франко, где попавший в кадр худощавый и седовласый Довженко лично возлагает венок; митинг у памятника Адаму Мицкевичу, где нет места национальной вражде и есть только братство; школы в покинутых замках, дележ панской земли, гуцулы идут на выборы, портреты вождей, музыка, священники. Карпаты, где сохранилась во всей своей красочности и неприкосновенности жизнь гуцулов: сплав леса, расшитые наряды, женские и не уступающие им в праздничности мужские танцы, трембиты; словом, все, чем четверть века спустя пленили создателей фильма «Тени забытых предков», - только в черно-белом варианте.
В какой-то момент в картине неожиданно звучит «Реквием» Моцарта и кажется, что сейчас будут показаны кадры совместного парада войск Вермахта и РККА, который произошел в еще одном освобожденном городе - Бресте, но, к счастью, все обходится лишь типичной советской неправдой про светлое будущее и рай на Земле.
Центральное место в хронике занимает Львов, самый крупный населенный пункт «освобожденной» территории, бывший региональной столицей и крупным культурно-научным центром и при Австро-Венгрии, и при Польше. Город даже после двойной блокады выглядит лучше и ухоженнее подавляющего большинства тогдашних городов СССР, а «несчастные» люди, собранные на митинги, одеты по-европейски. После снятой атмосферы подлинного праздника во время голосования за депутатов Народного собрания, которым предстоит принять обращение к правительству СССР, и львовского парада победоносной Красной Армии, стартовали удивительные полчаса официоза.
Несколько раз в кадре появляется Никита Хрущев, бывший тогда Первым секретарем ЦК КП Украины и членом военсовета Украинского фронта, принимающий парад, и сам А. Довженко, выступающий на разнообразных встречах. Отчеты о выборах в Народное собрание с цифрами явки (93% в Украине и 96% в Беларуси против 40 - 50% при выборах в польский сейм), озвученные в фильме являются как раз свидетельством реальной демократии новых властей и созвучны с цифрами подобного же «референдума», например, в Судетах.
С радостью диктор объявляет о религиозной свободе, бесплатной науке, образовании. Слова про извечное единение трех народов (белорусов, украинцев и россиян), про целебное православие и традиции Киевской Руси. Выступления делегатов, которые лишь меняют языки: украинский, польский, немного идиша, от Западной Белоруссии по-русски с полонизмами, но не меняют тематику. Львов, Москва, Киев: Народное собрание, Верховный Совет, Верховная Рада. Вышинский говорит о долгожданном воссоединении разделенных народов, воссоединении навсегда. Здесь Молотов, Ворошилов, Тимошенко, Микоян, Корнейчук. Помимо Сталина, появляющегося единожды, но многократно упомянутого в разноязыких славицах, Довженко обильно показывает Никиту Хрущева. Кадры ноябрьской демонстрации в Киеве, слова благодарности партии, Хрущеву, Сталину, Молотову; военный парад, военные духовые оркестры и демонстрации. Ими и завершается документальный фильм.
«Освободительный поход» в жизни
Александр Довженко собирался снимать возвышенное, с большими историческими отступлениями и философскими обобщениями кино, чтобы на месте увидеть воссоединение своего народа («злуку» УНР и ЗУНР упоминать было нельзя). Впрочем, «снимать» здесь - не совсем точное слово, поскольку весь материал у него уже был - сопровождавшие войска командарма Тимошенко операторы постарались на славу - но его оформление, а главное - дикторский текст и монтаж как главная изобразительная сила смогли бы реализовать его замысел с той полнотой, которая превратила бы «освобождение» в классику украинской документалистики, поместив его в один ряд с самим «Заповитом».
Но в Киевской киностудии, выполнявшей идущее с самого верха указание «правильно отразить присоединение к великой семье советских народов», были иные представления о том, как должен выглядеть фильм, отчего от довженковского замысла там остались лишь фрагменты.
Свобода творчества у Довженко закончилась, и надо было исполнять ответственное поручение. Позже он признается, что т. н. освобождение Галичины выглядело весьма странным, поскольку уровень жизни на освобождаемых территориях был гораздо выше, чем там, откуда пришли освободители. Довженко не нашел достаточно убедительного материала, который бы иллюстрировал ту действительно великую радость украинского и особенно еврейского населения Галичины.
«На воссоединенных землях начались глубокие социально-экономические преобразования. Проведена национализация промышленности, банков, транспорта, связи. Разворачивалось промышленное и гражданское строительство, развивалась производственная кооперация. В короткий срок была ликвидирована безработица, введен 8-часовой рабочий день и т. п. Крестьяне получили землю, стали развиваться здравоохранение, образование, наука и культура. Украинский язык получил статус государственного». Так трактовалось «освобождение» западноукраинских земель во всех учебниках и книгах последующих десятилетий.
Однако первые шаги советской власти на воссоединенных территориях осуществлялись в условиях сталинизма, что означало распространение на эти земли тоталитарной системы. В этом мощном антипольском подпольном движении, в созданных военизированных структурах и в организованных формах ОУН особых иллюзий не было, что и показал дальнейший ход событий.
С осени 1939 г. по осень 1940 г. в западных областях Украины были репрессированы и депортированы около 1,2 млн человек, или 10% населения Западной Украины. Еще 200 тыс. человек были уничтожены органами НКВД до начала немецкого вторжения. Показательными являются судьбы академика Кирилла Студинского - председателя Народного собрания Западной Украины и профессора Петра Франко - сына писателя Ивана Франко, киевское выступление которого включено в фильм. В 1940 году они были избраны депутатами Верховного Совета УССР, а уже год спустя погибли при странных обстоятельствах от рук НКВД.
К. Студинский выступал в защиту украинского крестьянства, писал, что коллективизация в западных областях «еще не поступила так далеко, чтобы нельзя было лишить единоличные хозяйства их живого и мертвого инвентаря без ущерба для хозяйства советской власти». К. Студинский «стал едва ли не центральной фигурой для львовян. Он проявил себя истинным, искренним, смелым защитником всех граждан, которым угрожало несчастье. Он был настоящим защитником от всяких обид». Подобная печальная судьба постигла поэта и переводчика Мыколу Зерова, драматурга Мыколу Кулиша, востоковеда Агатангела Крымского. В конце 39-го 32775 беженцев и 15000 безработных из Польши прибыло в 11 областей Украины, в том числе в Николаевскую область 500 человек. Моя теща, Криницкая Мария Михайловна, чистая украинка из «чистой» Польши была выселена в Тернопольскую область, а позже - в Снигиревский район Николаевской области.
Два месяца Довженко с операторами объезжал земли Западной Украины для создания фильма, который должен был демонстрировать «освободительный поход» Красной Армии в земли, вышедших из-под «гнета буржуазной Польши». К участию в работе съемочных групп были привлечены и польские операторы. Режиссер выступал на сходах крестьян, митингах, рассказывая о «счастливой жизни Страны Советов», в то время, когда те уже знали о коллективизации, о голоде, о массовых репрессиях в Приднепровье. Правда, из одного из донесений оперуполномоченного Чекалдикина можно узнать другие настроения Довженко: «Черновцы - чудесный город, культурный, приятный. Дом, в котором жил митрополит, настолько прекрасен, что подобного ему нет и в Москве. Народу там, в Буковине, жилось гораздо лучше, чем у нас. Когда у нас едешь поездом, то нигде не встретишь радостных лиц, нарядного убранства. Всюду убогость, бедность, придавленность, а там все красочно, весело, приятно. Вообще, наши ведут себя там плохо; в Западной Украине нас встречали в прошлом году изумительно, а теперь мы довели их до того, что там ширится повстанческое движение. Гуцулов выселяли из пограничных районов, делали тысячи ляпсусов. Теперь то же самое повторяют и в Буковине. Хватают без разбора людей - правых и виноватых».
А. Довженко имел задумки: «Написав би я роман про визволення Західної України, про воззєднання, і про все, що з цього вийшло, що говорили і говорять, кому влетіло. І як народ український фактично був тут ні до чого». Картина вышла на экраны 25 июля 1940 года на русском и украинском языках. 11 сентября ее демонстрируют во Львове, отмечают Сталинской премией в 1941 г. После этого картина быстро исчезает с экранов, до 1964 - из-за Сталина, потом - из-за Хрущева.
В контексте обсуждения творчества Довженко эту ленту вспоминают крайне редко, особой художественной ценности в ней не находят, да и как агитпродукт она быстро стала непригодной. Интересно, что фильм вычеркнут из современной истории украинского кино, а также удален самим режиссером из его официальной фильмографии. Но фильм иногда и показывают. Так, в Варшаве 23 сентября 2009 года состоялся показ фильма с выступлением профессора Евгениуш Цезары Круль.
Особо интересно смотреть этот фильм тем, кто живут в западных регионах Украины или бывали там. Многие места, которые увидим в фильме, хорошо узнаваемы и сейчас. Уникальны кадры разрушенного во время боев за Львов 1939 года здания главного вокзала и костела св. Елизаветы, дворцов в Вишневце и Дроговыже, замков в Мире и Галиче. Никого не оставит равнодушным шарм улиц и площадей довоенного и современного Львова.

Современный взгляд на «освободительный поход»

В составе УССР появилось шесть новых областей - Волынская, Дрогобычская (в 1959 г. объединилась с Львовской), Львовская, Ровенская, Станиславская (переименованная в Ивано-Франковскую) и Тернопольская, их общая территория составляла 88 тыс. кв. км, на которой проживали 8 млн чел., из них 7,5 млн были украинцы.
Поход РККА 1939 года в украинских и белорусских учебниках называют «воссоединением украинских и белорусских земель», а в Польше часто трактуют как «четвертый раздел Польши». Территориальные приобретения СССР сентября 1939 года были подтверждены послевоенным польским правительством в советско-польском договоре о границе 1945 года. Линия польско-советской границы стала в основном соответствовать линии Керзона, с отступлениями в ряде районов в пользу польской стороны. Сегодня не совсем хорошо то, что вопросы, которыми должны заниматься историки, так сильно будоражат некоторых политиков, превращающих историю в инструмент борьбы с соседями.
Исторический экскурс показывает, что территория Западной Украины на протяжении многих веков являлась объектом геополитических интересов сопредельных государств - Польши, Литвы, Венгрии, Австрии, России и Германии. Неоднократные разделы Польши между этими государствами, разница в исторических судьбах разных частей Украины, разделенных имперскими грани-цами, сказались на особенностях национального сознания их населения. Первая попытка построения украинской государственности была связана с осуществлением Февральской революции в России, когда была сформирована украинская Центральная Рада.
Каждая из украинских этнических земель: Северная и Южная Буковина, Восточная Галиция, Волынь, Закарпатье, Подолия имели свою историю, особенности материального и духовного развития национальных традиций, но все они принимали участие в создании национально-культурной среды Украины. Воссоединение Западной и Восточной Украины в единое государство стало важным этапом в национально-государственном сознании украинского народа. В результате воссоединения народ западных областей получил возможность для реализации прав на свою государственность и культурную целостность. Но привнесенный на штыках Красной Армии тоталитарный режим окончательно переубедил западноукраинское население в том, что его будущее - в сильном, современном, независимом соборном украинском государстве.