суббота

23 сентября

2017 г.

Сообщить новость

13/01/2017 10:28

Николай КРАВЧЕНКО: «Театр будет востребован всегда»

2

Заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель Николаевского русского драматического театра размышляет о своем творческом пути, событиях театрального сезона, развитии сценического искусства на юге Украины.

«В становлении художника, актера не бывает линейности»

- Местным краеведам, любителям театрального искусства хорошо известна история культуры Степного Причерноморья и то обстоятельство, что в этой истории большое место занимает целый семейный род Тобилевичей. А что вам говорят имена Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского, Панаса Саксаганского, их сестры, актрисы и певицы Марии Садовской-Барилотти?
- По-моему, эти имена известны всем, наши славные земляки были основателями украинского профессионального театра, составляют его гордость и славу. Теперь демонстрирую вам географическую карту Николаевской области. Обратите внимание: на ее границе с Кировоградской областью есть поселок Бобринец (ныне районный центр), здесь И. К. Карпенко-Карый (Тобилевич) вместе с Кропивницким разыгрывали любительские спектакли. В селе Каменно-Костоватое ныне Братского р-на Николаевщины родился П. К. Саксаганский. Но дело в том, что это и моя малая родина, я здесь родился, отсюда началась и моя дорога в искусство. Это талантливая земля. С детства помню: не было у нас села, семьи, где не звучала бы песня. Украинцы не могут жить без песни, это певучий народ, как и итальянцы. Народное искусство было важной частью духовной жизни моих земляков. Свадьбы, проводы в армию, календарные праздники содержали хорошо заметные приметы театрального действа. В степном краю живут истинный патриотизм, любовь к своей родине, здесь зарождались коды современного искусства.
Кто может сказать, что на юго-востоке не прививается украинская культура? Это глупость, потому что у нас исторически бытуют фольклор, национальное творчество, в начале ХХ века вся украинская и русская театральная классика была представлена на сценических площадках Елизаветграда, Вознесенска, Николаева, Херсона. Пятнадцать театральных сезонов, начиная с 1883 г., николаевская публика принимала Панаса Саксаганского. Он приезжал в город на Южном Буге в составе различных трупп, почти двадцать лет сам возглавлял «Товарищество русско-малороссийских актеров», был прекрасным режиссером, на его счету более двухсот поставленных спектаклей. В Николаеве началась профессиональная карьера Панаса Карповича, здесь весной 1909 года он и прощался со сценой. Еще раз повторюсь, наш край богат талантами, и вы как историк можете сами назвать десятки выдающихся имен художников, музыкантов, писателей, которые внесли заметный вклад не только в историю региональной культуры, но и национальную сокровищницу культуры.
- Мне приходилось листать столичные театральные издания начала ХХ века, к примеру, журнал «Рампа и жизнь». Почти в каждом его выпуске упоминается Николаев с характеристикой работы местной и гастрольных театральных трупп. Их деятельность в большой степени определяли лидеры, художественные руководители. Писали так: «Театр Я. Я. Шеффера», «Театр К. Н. Незлобина», «Театр В. Ф. Комиссаржевской», «Труппа Марко Кропивницкого». Похоже, что в ту пору не существовало отрицательного понятия провинциального театра, оно родилось позже, после революций и войн, когда были разрушены не только сами театры, но и истреблены носители культуры. Город на Южном Буге в начале века пользовался хорошей театральной репутацией, здесь одновременно шли цирковые, опереточные, драматические, оперные спектакли «Жизнь за царя», «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», с подмостков сцены звучало русское, украинское, еврейское слово. Наш город всегда был многонациональным.
- Как происходило ваше становление актера, а позже и режиссера?
- Знаете, в становлении художника, актера не бывает линейности. Театральное творчество очень специфично. Порой тебе кажется, что всего уже достиг, все умеешь, но сдал спектакль, а как подойти к новому - теряешься. У меня богатая творческая биография со своими иллюзиями и победами. На уровне эмоциональном я был подготовлен к профессиональной работе на сцене, но это далеко не все, что нужно актеру, все годы еще пришлось постигать историю драматического искусства, законы драмы. Наше ремесло требует жесточайшей требовательности, иначе закат твоей звезды неминуем. Особо следует говорить об искусстве режиссера. Он должен быть и педагогом, научить актера жить на сцене. После окончания училища работал в Махачкале, потом был Кемеровский театр, где играл в одном спектакле с мхатовцем Евгением Евстигнеевым («Нина»), далее был Николаевский украинский музыкальный театр. Это уже зрелая пора. Вот фотографии тех лет, счастливого актерского братства.
- Сколько лет вы уже работаете в Николаеве?
- Тружусь в нашем благословенном городе в качестве актера и художественного руководителя русской драмы уже три десятка лет. Это время можно назвать этапным и для меня, и для театра, его можно мерить эпическими феериями, комедиями и фарсами, чеховскими, гоголевскими критериями, драмами И. Франко,
В. Шекспира, потому что в моей жизни уже были «Лесная песня», «Девичник», «Конкурс», «Руководство для желающих жениться», «Полоумный Журден», «Дракон» - спектакли, поставленные мною или другими режиссерами, но отвечающими требованиям сегодняшнего дня. Были встречи с талантливыми мастерами сцены, украинскими, российскими, болгарскими, турецкими зрителями и в столицах, и на окраинах, причем без языкового барьера. Такое ощущение дарит магия театра, он обогащает и воодушевляет, тревожит и волнует, просветляет и очищает. В нем больше жизни, чем в самой жизни. Стараюсь это внушить и нашим зрителям, и актерам труппы. Те, кто этого не понимает, не исповедует психологию человека как основу творчества, кто игнорирует нравственные и этические нормы, не может служить в театре. К примеру, в нашем коллективе не принято использовать бранную лексику, не увидишь у нас и немотивированных эстетическим замыслом обнаженных лицедеев.

«У нас есть, что показать европейскому зрителю»

- Что для вас значит фестивальная жизнь, традиционные театральные гастроли?
- Мы уже десять лет организуем региональный фестиваль Черноморского клуба «Человек играющий». Это успешный проект, для меня это режиссерская лаборатория, мастер-класс, кадровая школа, познание национальной и зарубежной эстетики театрального искусства. С каждым годом все труднее удается обмениваться творческим опытом. В минувшем году лишь столичному театру русской драмы им. Л. Украинки удались гастроли в Лондоне. Фестиваль - праздник актера и зрителя. Украина интегрируется в Европу, и у нас есть, что показать европейскому зрителю, это отнюдь не бахвальство.
В 2008 году мы приняли участие в международном фестивале «Семица на изкуствавата» («Неделя искусства»), показали болгарскому и турецкому зрителю спектакль по мотивам произведений А. П. Чехова. Но центральным событием фестиваля стала премьера болгаро-турецко-украинской постановки «Хюррем Султан» по пьесе турецкого драматурга Орхана Асена. Это история украинской девушки, похищенной и проданной в гарем султана, ставшей его любимой женой. Спектакль произвел в Болгарии настоящий фурор. Мы представляли в этом проекте Украину. Главную героиню, роль Роксоланы, играла актриса нашего театра Ирина Бенчивенга, для этого ей пришлось выучить не только свой текст на турецком языке, но и понимать, о чем говорят партнеры. Ирина прекрасно справилась с ролью, даже турки поверили, что Роксолана, жена султана, была именно такой, какой ее изобразила Ирина.
В 2015 году по приглашению министерства культуры Турции участвовали в международном фестивале государственных театров (Индия, Германия, Франция, США, Испания), по мотивам гоголевского «Ревизора» играли спектакль в Анталии. К великому сожалению, наши творческие проекты, гастрольные планы встречают огромные трудности. Как необходима театру поддержка государства!
Сегодня в Николаевском художественном сложился опытный коллектив, представленный несколькими актерскими поколениями. Среди них девять заслуженных артистов и один народный артист Украины. Лицом театра в последние годы все чаще становятся молодые исполнители, зритель уже знает их не только по театральным программкам.
Событием ушедшего 82-го сезона стала классическая трагикомедия Евгения Шварца «Дракон». Задумывая постановку, я не ошибся в выборе драматургического материала. В нашей интерпретации спектакль сопровождает музыка, в которой легко угадываются ритмы военных маршей на площадях Западной Европы. Но они сегодня отчетливо слышатся и на украинской земле. В пластических образах, в аллегорической пантомиме боя Дракона с рыцарем, в сценах «глухонемой» человеческой массы с тарелками и кружками, в репликах актеров, судьбе несчастной Эльзы мы рассказали историю наших дней. Показали спектакль в Одессе, 8 - 9 июня играли его в Киеве на сцене театра русского драмы им. Л. Украинки. Зал восторженно принял наше искусство, слышалось «браво». На второй день гастролей Укринформ, национальное информационное агентство, распространило сообщение о большом успехе Николаевского художественного театра. Снятый видеоматериал в Киеве я показал депутатам Николаевского областного совета, пригласил их на остроактуальный спектакль, который остается в текущем репертуаре. Сегодня мы
продаем билеты уже на февраль 2017-го года.
- И последний вопрос. Как вы полагаете, в условиях влияния избыточного количества информации театр (и, в частности, русскоязычный театр в Украине) будет востребован современным зрителем, не утратит свои функции?
- Театральное искусство существует тысячи лет, оно всегда служило духовному развитию человеческого общества. Если вдруг этот процесс остановится и современный зритель ограничит восприятие игровой информации, станет познавать окружающий мир исключительно через технологические устройства, гаджеты, откажется от культуры эмоционального, духовного осязания, что присуще человеку, мир очерствеет, утратит половину своей красоты. Театр же смягчает нравы, учит воспитанию чувств, общению, сердечности взаимоотношений. Мое убеждение: человечество никогда не откажется от этого феномена, театр будет востребован всегда.

На снимке: Кемеровский драматический театр, 1979 г., рядом с мхатовцем Евгением Евстигнеевым.

Беседу вел Евгений Мирошниченко. _ "Южная правда", № 2 (23628)