23-Jan-2017 09:40 "Южная правда", № 4 (23630) | ЧЕЛОВЕК
Юрий ГРИЦАЙ: Жизнь прожить - не поле перейти
Страницу подготовили Валерий СТЕПАНОВ и Вадим РАСКОПОВ.

Газетные подшивки, бережно хранимые в редакции газеты «Южная правда», - летопись времени, важные вехи в жизни страны и области, особо значимые события и просто материалы, рассказывающие о разных сферах деятельности наших земляков. Год за годом, день за днем... Они восстанавливают в памяти дела давно минувших лет, случается, помогают людям в поиске истины, иногда удивляют, иногда - радуют.
Можно понять, что пережил журналист Валерий Степанов, перелистывая газеты почти пятидесятилетней давности со своими материалами. Вспомнилась молодость, уверенность в счастливом будущем, героические будни народа, строящего «справедливое общество». Всматриваясь в групповой снимок выпускников школы-интерната № 1, решивших всем составом поехать на «стройку коммунизма», журналист вновь окунулся в атмосферу романтики и энтузиазма 60-х годов теперь уже прошлого столетия. Так пришло решение пригласить в редакцию тогдашнего директора школы Юрия Александровича Грицая. Вспомнить, поговорить, оценить то время с позиции сегодняшнего дня.
Юрий Александрович охотно откликнулся на предложение, прибыл в точно условленный час, и видно было, что рад встрече. Молодцеватый, подтянутый, он поразил точностью формулировок, цепкой памятью, без труда называя даты, имена известных людей тех времен, фамилии своих воспитанников. Видно было, что живет он с интересом и сегодня, несмотря на свои солидные девяносто (даже с лишним) лет.
За плечами Юрия Александровича Грицая - большая жизнь. Если коротко, то он - фронтовик и ветеран труда. Человек известный и заслуженный - на его парадном пиджаке не хватает места для высоких правительственных наград - боевых и трудовых медалей и орденов. Их 35, в том числе два ордена Красной Звезды, Отечественной войны ІІ степени, Богдана Хмельницкого ІІІ степени, ордена «Знак Почета», медаль «За отвагу» - всех не перечесть. А если говорить о жизненном пути Юрия Александровича более предметно, то, конечно же, одной публикацией не обойтись. Он из разряда людей, чья жизнь на виду, на службе любимому делу. Начинал школьным учителем, потом был директором разных учебных заведений, выводя их в разряд передовых, возглавлял городской отдел народного образования. Новый этап в его трудовой деятельности - научно-педагогическая работа в Николаевском пединституте (позже - университет им. Сухомлинского), защита диссертации, научные труды, обобщенные в учебных пособиях. Преподаватель, декан факультета, проректор по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой педагогики... И сейчас Юрий Александрович в строю - он много лет возглавляет университетский совет ветеранов, работает, как говорится, с пользой для дела.
И все же. Отвечая на вопросы журналиста о судьбе ребят, которые запечатлены на газетном снимке полувековой давности, Юрий Александрович как бы вновь пережил события тех далеких времен. Вот что он рассказал.
В Сибирь,
на стройку...
- В послевоенные годы наша страна решительно стала на путь созидания, восстанавливая народное хозяйство, создавая новые отрасли, осваивая целинные земли и сибирские просторы. Можно по-разному относиться к этому, но народ, пережив страшную войну, самоотверженно трудился на стройках, в цехах и на колхозных полях. Со страниц газетных полос, с экранов кинотеатров молодые патриоты рассказывали о своем опыте строителей коммунизма. Я в те годы был директором Николаевской школы-интерната № 1, а в старших классах еще и читал обществоведение. И вот на одном из уроков в десятом классе мы завели с ребятами разговор о том, что в стране ширится и набирает обороты передовое движение - выпускники средних школ всем составом едут на стройки века, то есть в Сибирь. Каково было мое удивление, когда на следующий день ребята мне сообщили о своем решении всем классом поехать на один из строящихся объектов. Мне ничего не оставалось делать, как собрать родителей и поставить их в известность о коллективном решении школьников. Взрослые были единодушны - коль ребята так хотят, их надо поддержать и всячески поспособствовать организованному их отъезду.
Много лет прошло с тех пор, но по сегодняшний день считаю, что история эта - одна из славных школьных страниц. Энтузиазм и патриотизм ребят были так искренни и благородны, что мы все взялись довести дело до конца. Посоветовавшись в райкоме комсомола, руководство школы в лице партийной, профсоюзной и комсомольской организаций официально обратилось в ЦК ВЛКСМ. Мол, школьники всем классом выразили желание поехать на строительство важного объекта. Очень скоро нам прислали 30 путевок - краснокожих книжиц с направлением на строительство Коршуновского горно-обогатительного комбината. В общем-то далековато, если учесть, что он находится в 1000 км от Иркутска. И тут все завертелось, зашумело. «Комсомольская правда» беспрерывно писала о николаевских героях, о ребятах узнала вся страна. Не отставала и пресса: республиканская и местная (вот откуда этот южноправдинский материал). А впереди у ребят был еще целый год школьного обучения, так как среднее образование было одиннадцатилетним. Шумиха длилась целый год, девочки наши затеяли переписку с воинами, которые тоже выразили желание поехать после службы на стройку века. К слову, такое заочное знакомство потом выросло в чувство и возникла первая семья. Наших выпускников мы, педагоги, стремились еще больше объединить - организовывали поездки, экскурсии, совместные мероприятия. А тут еще из Иркутского политеха пришло сообщение, что все выпускники наши зачислены на заочное отделение. Министерство образования дало указание всех ребят собрать в дорогу по самому большому счету, выдать одежду на все сезоны, постельное белье, необходимые в быту вещи и так далее. Все складывалось как нельзя лучше, но вдруг ЧП. Выяснилось, что cемеро ребят отказываются от поездки, мотивируя свое решение разными причинами. Кто хотел поступать в военное училище, кто на инфак, а кто просто передумал по семейным обстоятельствам.
Ясное дело, что запахло скандалом. Я мгновенно в обком комсомола, ведь по тем временам без этого - никак. И вот тут была допущена серьезная ошибка. Ребят по одному вызывали на собеседование и слегка намекнули, что возможны негативные последствия. Пятерых удалось уговорить, а два паренька уперлись. И возмездие не замедлило сказаться - их тут же в обкоме исключили из комсомола, нарушив устав, ведь не было решения ни первичной организации, ни райкома комсомола.
Все как бы попритихло. Ребята, а их было 28 человек, благополучно под полковую музыку, с речевками, песнями, лозунгами и транспарантами отбыли в Сибирь. Надо отдать должное властям, выпускников наших серьезно опекали и даже отправили в командировку на два месяца воспитателя, чтобы обустроить их на первых порах. Все бы ничего, но один из оставшихся парней не поступил в военное училище, и мама, чтобы утешить сына, купила ему старенький мопед. Без тормозов, в плохом состоянии. В итоге - парень попал в аварию.
А дальше - письмо матери в «Комсомольскую правду» с жалобами и обвинениями. Приехавшая на разборки журналистка Лидия Графова провела свое расследование, а затем поехала в Сибирь. Как результат, через полгода в газете появился ее материал под названием «Сердце в холодных руках», не совсем объективный, с подогнанным фактажом. Судьба моя тут же была предрешена - меня сняли с занимаемой должности с выговором без занесения в учетную карточку и назначили завучем в школу-интернат с. Шевченково.
- Юрий Александрович, а как сложились судьбы остальных ребят? Что Вам известно?
- Скажу, что после пережитого вдруг неожиданно ко мне в село приезжает писатель-сибиряк Дмитрий Тригубов, которого заинтересовала история с николаевскими школьниками. Он встречался с педагогами, родителями, партийцами, потом уехал на стройку и на основе личных наблюдений и выводов подготовил материал «Чьи руки холоднее?», который, к слову, «Комсомолка» не напечатала. Но писатель не остановился, и со временем вышла в свет его повесть «Как быль становится легендой». Там все акценты были расставлены правильно. Что касается судеб ребят, то они сложились по-разному. Больше половины выпускников остались на стройке, закончили политех, добросовестно трудились и нашли свое место в жизни. Добавлю, что прошло столько времени, но кое с кем я не теряю связи и, случается, получаю весточки из далекой Сибири.
Сквозь годы
и десятилетия
Педагогика стала смыслом и главным делом в жизни Юрия Александровича Грицая. Он на полном
серьезе утверждает, что работа помогает ему жить, быть в форме и все время «на бегу». С уважением говорит о своих корнях, несмотря на то, что не обошла его стороной участь сына «врага народа». Отец его в 1939 г. был арестован с этой печальной формулировкой, хотя через пару лет статью поменяли на более мягкую - «злоупотребление служебным положением». А вот мамина судьба хоть и не из легких, но более удачна - прожила она 103 года. Юрий Александрович шутит, что генетика - дело надежное, не подведет. Бог даст!
В Николаеве Юрий Александрович педагогическую деятельность начал в школе № 38, а потом принял под свое начало первую в городе школу-интернат № 1. Во времена Хрущева подобные школы стали нововведением - раз у дворян были свои школы, чем хуже рабоче-крестьянский ребенок? Поначалу в стране открыли 200 школ-интернатов, в том числе в Украине - 50, а в Николаеве - 1. Позже их стало намного больше. В послевоенное время этот шаг был оправдан, так как много детей было из неполных семей, бедных и неблагополучных. Юрий Александрович вспоминает, что на первый набор было подано более 2000 заявлений, а принято детей всего 240. Интересно, что набором занимался женсовет ЧСЗ - все же они ближе к производству, рабочим семьям и по справедливости принимали решение.
Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в школе-интернате было трудовое воспитание. Дети с первых дней сами учились выполнять какие-то технологические операции и получали за это деньги. У всех были трудовые книжки по типу сберегательных, на которых накапливались заработанные средства. К примеру, дети поменьше зарабатывали деньги на изготовлении бордюрчиков - по 22 коп. за штуку (норма - 20 штук), старшие выполняли более сложные изделия из железобетона (скамейки), девочки были задействованы на швейном производстве. Треть заработанного в школе (а это занятия по два часа в неделю) шло на расширение производства, вторая треть тратилась на материалы, а остальное - на зарплату учеников.
Как рассказал Юрий Александрович, особое внимание в интернате уделялось учебному процессу. Достаточно сказать, что последние три года школа была передовой, с полной успеваемостью воспитанников. А их было 660 человек - коллектив немалый, но каждый ребенок был на виду. Делом чести педагогов был высокий результат труда - если школьник плохо усваивал учебный материал, с ним занимались дополнительно, иногда оставляя ребенка в интернате на каникулы, лишая посещения дома. Школа-интернат № 1 была лучшей, и на юге Украины ей не было равных. И все же, несмотря на многие положительные моменты в организации работы школ-интернатов, считает педагог Грицай, были и ощутимые минусы. Естественно, это снижение до минимума семейного воспитания, роли родителей в этом важном процессе. Позже у нас по гэдээровскому опыту прижились школы продленного дня, с которыми Юрий Александрович столкнулся, работая директором восьмилетки № 10.
На войне
как на войне
- Юрий Александрович, не обошли стороной Вашу судьбу годы военного лихолетья. Где воевали, отличились, заслужили первые боевые награды?
- В феврале 1943 года мне было 17 лет. В числе призывников попал на подготовительные курсы по стрельбе и уже через месяц попадал в цель с 400 м из винтовки с оптическим прицелом. Было это на Черноморском побережье между Туапсе и Новороссийском. И сразу очутился в огненном месиве. Там высадили два наших десанта - один основной, а второй для прикрытия, так называемый вспомогательный. На войне как на войне. Основной десант фашистам удалось уничтожить, а второй, проявив мужество и военную смекалку, с боем захватил плацдарм. Позже сюда прибыло подкрепление, и уже через месяц-полтора на Малой земле были тысячи человек. Это была настоящая мясорубка - мы были открыты со всех сторон, как на футбольном поле. А немцы расположились на удобных позициях, высотах. Но даже фашисты отдавали должное мужеству наших воинов, говоря, что на Малой земле сражаются дважды коммунисты. Я воевал там 200 дней из 223, которых просуществовал этот плацдарм. Вспомнить страшно - земля горела под ногами. Из нашей 4-й роты 2-го батальона 83-й бригады морской пехоты осталось 4 человека. А первая моя награда - солдатская медаль «За отвагу» получена за участие в одной операции. Мы получили задание взять «языка». Дело осложнялось тем, что нейтральная зона была очень небольшой - всего 200 м - и хорошо просматривалась врагом. Чтобы пробраться к немецким блиндажам, нужно было «расчистить» дорогу - убрать с пути мины, проволочные ограждения, сложнейшие препятствия. Перед самой целью фашисты нас заметили и открыли огонь, мы ответили тем же, сработали быстро и оперативно, забросив траншею «лимонками». Задание было выполнено, а «язык» оказался птицей важной и «поделился» с нашим командованием ценной информацией.
- Университетский совет ветеранов, который Вы, Юрий Александрович, возглавляете, проводит большую работу. Что для Вас самое главное?
- Наша организация объединяет в своих рядах более 180 человек, и если образно говорить, то для каждого она - и папа и мама. Вот уже четверть века наши ветераны окружены вниманием, заботой, каждый на виду со своими проблемами. Мы проводим большую патриотическую работу, рассказывая правду о прошедшей войне, собираем материалы об университетских ветеранах, подключаем к этому студенческую молодежь, волонтеров. Сейчас готовим Книгу памяти, где рассказываем о жизни и подвиге наших воинов. Уже подготовлены документы, фотографии, очерки о 30 героях. А список велик - до 70 человек. Хочу сказать, что в наше время, время проведения АТО, очень важно воспитать в каждом студенте любовь к своей земле, Родине. Им идти в школы, учить детей патриотизму, возрождать чувства национальной гордости, уважения к истории нашего народа.
И еще. Мы, ветераны, очень благодарны руководству нашего вуза, ректору университета Валерию Будаку за поддержку, внимание и понимание наших проблем. Это дает каждому из нас силы и ощущение, что мы в строю.
***
Валерий БУДАК, ректор Николаевского национального университета им. В. А. Сухомлинского, академик:
"Говорить о Юрии Александровиче Грицае и легко, и сложно. Легко, потому что он - человек простой, доступный, много повидавший и охотно идущий на контакт. А сложно, потому что Юрий Александрович из разряда тех, о ком говорят - человек-легенда. Его личность настолько многогранна и заметна, что как бы ни старался полнее раскрыть ее, все равно останутся очень важные детали его жизни, поступки и черты характера там, в глубине его души. Он охотно встречается с нашей университетской аудиторией, со студентами и преподавателями, вспоминая главные вехи своей жизни, тесно связанные с историей педагогической науки на Николаевщине, развитием и становлением образовательной системы нашего города.
Мне посчастливилось достаточно долгое время работать с Юрием Александровичем Грицаем. Его жизнь - это судьба целого поколения людей, которые воевали, потом восстанавливали, строили, развивали.
Юрий Александрович Грицай прошел все ступени педагогической работы - учитель, директор школы, заведующий городского отдела образования. А потом - наш вуз, институтские будни, научно-преподавательская работа. Сейчас много сил и опыта отдает университетскому совету ветеранов, работая под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто».
Юрий Александрович Грицай много сделал для воспитанников, вкладывая в них свою душу и жизненные приоритеты. Значит, заложенные зерна прорастут добром в каждом воспитаннике. Стоит жить, когда видны результаты своего труда."