пятница

13 декабря

2019 г.

Сообщить новость

10-Jul-2019 16:39

"Южная правда", № 51 (23979)

ЭКОНОМИКА (статья)

Пить или не пить: николаевские виноделы бьют тревогу

1499112576 pit na brudershaft

Когда речь заходит о том, что цены на ту или иную продукцию держатся на минимальном уровне, это радует потребителя. Но, в свою очередь, этот факт, как правило, «напрягает» производителя. Сегодня мы остановимся на винодельческой отрасли Николаевщины, которая находится в критическом состоянии. Здесь сложилась парадоксальная ситуация: отпускные цены с трудом покрывают себестоимость, но при этом наблюдается минимум продаж - склады предприятий забиты готовой продукцией. И если на протяжении определенного временного отрезка положение дел не изменится, то это не только обернется катастрофой для виноделов и садоводов, но и бумерангом ударит по потребителю.
В наше распоряжение попала копия письма корпорации «Николаевсадвинпром», адресованная Минагрополитики Украины. Из него следует, что сегодня на предприятиях корпорации сложилась критическая ситуация со сбытом винодельческой продукции. Они просят Минагрополитики Украины принять срочные меры.
«Корпорация «Николаевсадвинпром», в которую входят 15 предприятий Николаевщины, просит обратить внимание на кризисную ситуацию в отрасли садоводства, виноградарства, питомниководства и виноделия, которая сейчас сложилась в области и Украине в целом. На винодельческих предприятиях корпорации остались не реализованными 60% виноматериалов, изготовленных из винограда урожая 2018 года. В этом году ожидается урожай винограда не менее, чем в прошлом. Но мощности большинства винодельческих предприятий переполнены уже имеющимися виноматериалами на фоне слабой реализации. Критическая ситуация, сложившаяся на рынке сбыта винодельческой продукции, привела к кризисному состоянию виноградарства и виноделия в целом», - говорится в обращении.
Также отмечается, что резкое уменьшение объемов производства и потребления плодовой продукции, сокращение площадей многолетних насаждений, уменьшение удельной доли молодых садов, отсутствие достаточной финансовой поддержки со стороны государства привели к убыточности производства продукции этой отрасли.
При производстве отечественной винодельческой и плодово-ягодной продукции возникают трудности с ее дальнейшим сбытом из-за неразвитости реализационной инфраструктуры и сокращении внешних рынков сбыта. Одновременно наблюдается перенасыщенность внутреннего рынка импортными аналогами.
Ежегодно на Николаевщине производится более двух миллионов декалитров вина. Однако экспорт готовой винодельческой продукции за январь - апрель 2019 года снизился более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. В то же время импорт увеличился, и его удельный вес составлял 38% от общего объема реализованной на внутреннем рынке отечественной винодельческой продукции.
Это приводит к тому, что объемы отечественного производства постепенно снижаются. Так, за январь - апрель 2019 года они снизились более чем на 18% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го.
На сегодняшний день посадкой новых виноградников практически никто не занимается. Более того, многие хозяйства уже проводят или планируют раскорчевку отдельных площадей виноградников.
«Производители ожидают взвешенного и прогнозируемого государственного регулирования отрасли. Наши яблоки, груши, виноград - не защищены, так как импортная продукция завозится в Украину без пошлины, в результате чего наш рынок насыщен импортной сельскохозяйственной продукцией. Кроме того, завоз плодов, винограда, посадочного материала из-за границы привел к проникновению карантинных объектов на полях отечественных производителей», - отмечают виноградари и садоводы.
С целью поддержки отечественного производителя винодельческой и плодово-ягодной продукции садоводы и виноградари области предлагают государственным чиновникам срочно принять ряд мер. Главные из них - дотация на сельхозтехнику предприятиям, которые занимаются производством винограда, фруктов и посадочного материала, внедрение активных мер по борьбе с фальсификатом и внедрение дотации на раскорчевку старых и разреженных виноградников, поскольку этот процесс требует существенных затрат.
А еще создание бренда «Украинское вино» и «Украинские фрукты», а также финансовую поддержку по продвижению их на международные рынки.
Нельзя не отметить и еще один момент - культуру винопития. У нас с этим, как известно, есть определенные проблемы. Нет, с количеством выпитого на душу населения все в порядке - мы в лидерах. А вот с качеством - нет. Потребление алкоголя отражает определенные традиции. Бытует мнение, что украинцы всегда больше употребляли крепкие спиртные напитки. Но это не совсем так, в большой степени предпочтение крепкому алкоголю «импортировалось» из России, по мере того, как украинские земли захватывались ею.
Свою лепту внес и советский период. Тогда также укреплялись позиции «оковитой». Но и в сегменте вин тоже существовал определенный приоритет. В то время виноделы больше всего производили сладких и полусладких вин и тем самым задавали определенный тон. Полусладкие вина понятны украинцам, ведь во времена закрытого советского рынка сформировалась определенная модель: люди вынужденно потребляли что подешевле и послаще.
Когда рынки открылись, пришел доступный импорт. В первую очередь, из Европы, а это - сухие вина. И начал формироваться определенный баланс. С одной стороны, недорогие полусладкие вина, с другой - более качественные, в основном, импортные сухие. Исследования рынка показывают, что за более дорогие импортные сухие вина готовы платить люди побогаче, состоятельные. Те, кто с достатком пониже, остались, как правило, со сладкими и полусладкими винами. Такая ситуация сыграла злую шутку с украинскими виноделами, так как за последние годы вследствие экономических неурядиц и более чем трехкратной девальвации гривни, реальные доходы украинцев здорово сократились.
И еще, сделать качественное сухое вино достаточно сложно (по сравнению с полусладким). Сухое вино сразу выдает все огрехи - когда неурожай, когда виноград «подгулял» или заболел и так далее. Для высокого качества нужно жесткое соблюдение технологий виноделия. А, например, в советские времена допускалось кондицию «догонять» сахаром или спиртом. В голову бьет, вкусненько, сладенько. Но только для непритязательного потребителя.
А вместе с тем в Европе сухое вино сегодня воспринимается как символ успеха в жизни. Кроме того, оно служит дополнением к изысканной кухне и органично вошло в концепцию здорового образа жизни, в умеренных количествах, конечно. Кроме того, сухие вина, пожалуй, единственный алкогольный напиток, который советуют употреблять в жаркую погоду.
И напоследок еще один аспект. Преимущественная доля продаж вина в Украине происходит через крупные национальные сети супермаркетов. А они делают ставку на импортную продукцию. Для них это очевидное преимущество. И нашим виноделам будет очень нелегко в этой конкурентной борьбе. Но не все потеряно, ведь некоторые импортные вина сегодня сильно переоценены, и этим также можно воспользоваться.

А. МИРОШНИЧЕНКО.