суббота

14 декабря

2019 г.

Сообщить новость

16-Jul-2019 16:59

"Южная правда", № 53 (23981)

КУЛЬТУРА (статья)

По просьбе Анвара Садата

2655 %d0%be%d0%b1 col

45 лет назад, в июне 1974 года, противолодочный крейсер-вертолетоносец ПКР «Ленинград», построенный Черноморским судостроительным заводом, вышел в дальний поход вокруг Африки на очистку Суэцкого залива от мин.
Заминированный со времен «шестидневной» войны 1967 года между Египтом и Израилем Суэцкий канал еще и в 1974 году, в течение семи лет, оставался несудоходным. Канал является основным торговым путем между Европой и Азией, и до 1967 года через него осуществлялось до 16% мировых торговых перевозок, в том числе пятая часть всех нефтепродуктов.
Перед войной, в 1966 году, через канал прошло 21520 судов с 242 миллионами тонн грузов. Чтобы попасть после 1967 года из Европы в Индийский и Тихий океаны, суда шли в обход Африки. Мировая экономика, да и сам Египет, у которого доходы от эксплуатации канала составляли основную часть государственного бюджета, несли большие убытки.
В русле канала, протяженностью 163 километра, оказались затопленные суда и баржи, а в Соленом озере, посреди канала, застряли 15 судов из восьми стран. Кроме того, канал и подступы к нему в течение войны неоднократно минировались, а на его дне и берегах оставались тысячи неразорвавшихся боеприпасов.
При самостоятельных попытках траления египтяне сумели извлечь лишь семь мин, из них одну потеряли. При этом подорвались два египетских тральщика. Работы были приостановлены, и президент АРЕ Анвар Садат обратился за помощью в разминировании канала и залива к США, Великобритании, Франции и СССР.
В ходе переговоров был найден политический компромисс совместной работы двух противостоящих военных блоков. Очистку Суэцкого канала от затопленных судов и его траление должны были выполнять ВМС западных стран, потому что выставленные там Израилем мины были американского производства. А очистку Суэцкого залива, заминированного египтянами минами советского производства, - ВМФ СССР.
С 15 июня по 23 июля 1974 года отряд кораблей Черноморского флота в составе ПКР «Ленинград», большого противолодочного корабля «Скорый» и танкера «Борис Чиликин» совершил переход из Севастополя вокруг Африки в Красное море.
Переход кораблей комментировали западные информационные агентства. Они писали, что советская эскадра под видом разминирования «будет искать сверхсекретную русскую ракету, потерянную египтянами». Наши моряки, до которых доходили эти сообщения, улыбались… Это был 38-суточный переход протяженностью в 12580 миль без заходов в порты, который завершился присоединением к тральным силам Тихоокеанского флота в египетском порту Хургада.
Траление выполнялось в сложных климатических условиях: температура воздуха до +33°С ночью и до + 40°С и более днем. Температура воды +32°С, а палуба накалялась до 50 - 60°С. Сильный ветер, до 15 - 18 м/с. Все это, плюс 18 - 20-часовые вахты оказывали изнуряющее действие на личный состав. Двигатели вертолетов работали на предельных режимах.
После подрыва первого заряда, уложенного вертолетом Ка-25, в западной прессе появились десятки сообщений об уничтожении мин советскими моряками в Суэцком заливе ядерными зарядами. Наблюдатели, сидевшие в израильских катерах, видимо, были потрясены взрывом боевого заряда общим весом пять тонн (!), поднимавшего из моря гигантскую стену воды длиной 600 метров и высотой с пятиэтажный дом.
За время противоминной операции вертолетами было выполнено 188 боевых вылетов непосредственно на траление. Общий налет на минно-тральных работах составил 339 часов. Более 6000 часов провели на минных полях тральщики, пройдя с тралами свыше 17 тыс. миль и очистив акваторию площадью 1250 квадратных миль.
22 сентября ПКР «Ленинград», БПК «Скорый» и танкер «Борис Чиликин», стоявшие на рейде Хургады, снялись с якорей и отправились в обратный путь. 6 декабря 1974 года они прибыли в Севастополь. Суэцкий канал официально вновь был открыт для судоходства 5 июня 1975 года.
Президент Египта Анвар Садат за операцию по разминированию Суэцкого залива вручил командиру «Ленинграда» Ю. А. Гарамову орден «За военные заслуги перед республикой АРЕ».
Поход, по воспоминаниям участников этой операции, явился уникальным событием. Такие задачи в авиации ВМФ выполнялись впервые. Посылку за тысячи миль кораблей Черноморского и Тихоокеанского флотов и разминирование Суэцкого залива Советский Союз выполнил безвозмездно. Этой акцией советское руководство пыталось восстановить пошатнувшийся авторитет Советского Союза на Ближнем Востоке. Западные же страны сделали свою работу по разминированию канала по контрактам за солидную плату.
В заключение следует сказать, что когда отряд кораблей Черноморского флота готовился к походу в Суэцкий залив, а это было с 10 по 15 июня, Арабскую Республику Египет посетил президент США Ричард Никсон, которому был устроен пышный прием. И немудрено: к встрече президентов американские тральные силы добились весомых результатов в тралении Суэцкого канала. В ответ Никсон пригласил с визитом Анвара Садата на десантный вертолетоносец «Иводзима» (Iwo Jima), стоявший в Порт-Саиде и обеспечивавший основные работы по разминированию Суэцкого канала. На корабле оба президента поклялись крепить дружбу между своими народами.
В который раз было доказано, что любят и уважают богатых и сильных. Эти встречи положили начало широкому и интенсивному сотрудничеству в военной и экономической сферах между США и Египтом и отходу Египта от Советского Союза. Больше в сферу влияния Советского Союза Египет не возвращался.
В 2016 году два вертолетоносца типа «Мистраль», которые Франция отказалась продавать России из-за событий в Украине, купил Египет, где они получили новые имена в честь бывших президентов: «Гамаль Абдель Насер» и «Анвар Садат».
Не осталась в накладе и Россия. Египет купил у нее
50 вертолетов: ударных противокорабельных Ка-52К, транспортно-боевых десантных
Ка-29 и вертолетов радиолокационного дозора Ка-31РЛД, под которые и создавались эти корабли.

Валерий Бабич, судостроитель, журналист, автор книг об авианосцах.