суббота

03 декабря

2016 г.

Сообщить новость

15/01/2015 09:48

Акиф Абдуллаев: «Ядерное топливо Westinghouse соответствует всем критериям безопасности, действующим в настоящее время в Украине»

Справка. (НТК ЯТЦ ННЦ ХФТИ) был создан в 1999 году в рамках Проекта квалификации ядерного топлива для Украины. Одним из основных направлений деятельности центра является анализ безопасности использования ядерного топлива на украинских АЭС.
Акиф Абдуллаев.
С 2005 г. по настоящее время является главным инженером Проекта квалификации ядерного топлива для Украины в Центре проектирования активных зон научно-технического комплекса «Ядерный топливный цикл» Харьковского физико-технического института (НТК ЯТЦ ННЦ ХФТИ);
в 2000 - 2005 гг. стажировался в компании Westinghouse по вопросам лицензирования, проектирования активной зоны и анализа безопасности;
в 1986 - 2000 гг. работал на Запорожской АЭС.

Информация о том, что во время проведения планово-предупредительного ремонта на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС, помимо запланированных регламентных работ, будет произведена загрузка 42 сборок модернизированного ядерного топлива ТВС-WR компании Westinghouse, вызвала большой общественный интерес. На страницах СМИ, в первую очередь, российских, появилось немало публикаций, авторы которых заявляют о небезопасности использования американского топлива на украинских АЭС. Чтобы прояснить ситуацию, ответить на интересующие наших читателей вопросы, мы обратились к главному инженеру Центра проектирования активных зон научно-технического комплекса «Ядерный топливный цикл» Харьковского физико-технического института Акифу Абдуллаеву.
-Расскажите, пожалуйста, какие методики были использованы вашим центром для оценки безопасности эксплуатации на реакторных установках Южно-Украинской АЭС ядерного топлива компании Westinghouse. Учитывались ли нормативы и стандарты, принятые в Украине?
- Анализ безопасности использования топлива Westinghouse на энергоблоках Южно-Украинской АЭС осуществлялся в несколько этапов: в 2003 - 2005 гг. для 6-ти опытных конструкций топливных сборок (ТВС), в 2009 - 2011 гг. для базовой конструкции, а в 2014 г. для модифицированной конструкции ТВС. Анализ был основан на использовании компьютерных технологий (кодов) и методик компании Westinghouse. Анализ осуществлен в полном соответствии с нормативами и стандартами, утвержденными Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ).
Кстати, эти же нормативы и стандарты в свое время применялись и для анализа безопасности топлива российского поставщика.
Важно отметить, что в течение 2003 - 2009 гг. методики и коды Westinghouse успешно прошли квалификацию ГИЯРУ для их использования в процессе анализа безопасности смешанных топливных загрузок на АЭС.
- Интересно было бы узнать, каковы же основные результаты проведенного анализа безопасности?
- Проектант, компания Westinghouse, по результатам проведенных исследований и испытаний готовила отчеты, которые направлялись в ГИЯРУ с целью получения официального разрешения на использование топлива Westinghouse в реакторах ЮУАЭС.
Результаты анализа подтвердили, что использование топлива Westinghouse не нарушает критерии безопасности, действующие в настоящее время в Украине.
- А что показал анализ прочности и надежности конструкции топливных сборок Westinghouse? Насколько они устойчивы к деформациям и механическим повреждениям в ходе эксплуатации?
- Здесь важно отметить, что устойчивость топливной сборки к деформации зависит как от конструкции ТВС, которая характеризуется поперечной жесткостью ее каркаса, так и от условий эксплуатации, например, от характера тепловых нагрузок, аксиальных усилий, действующих на каркас конструкции топливной сборки, поперечных нагрузок, действующих от соседних ТВС, и т. д.
В свою очередь, устойчивость топливной сборки к механическим повреждениям зависит от силы воздействия на элементы ТВС во время ее эксплуатации, планируемых транспортных операций и возможностей проектанта использовать дополнительный запас прочности.
Так вот, опыт эксплуатации первых шести ТВС Westinghouse на Южно-Украинской АЭС в течение 2005 - 2009 гг. показал, что топливные сборки Westinghouse безопасны в эксплуатации и устойчивы к деформациям и механическим повреждениям.
- Одним из аргументов против использования топливных сборок других производителей, помимо российской компании «ТВЭЛ», называют проектный расчет реакторных установок «советского типа» исключительно под российские ТВС, так ли это?
- Думаю, что это не так. При проектировании реакторной установки «советского типа» в активной зоне должны применяться ТВС, которые соответствуют определенным характеристикам, таким, как геометрические размеры, вес топлива, ядерно-физические параметры, гидравлика и прочность конструкции топливной сборки. Применяемые материалы в ТВС должны обладать необходимыми свойствами для работы в условиях значительных радиационных полей и тепловых нагрузок, а также выдерживать высокие температуры и химическую среду теплоносителя. ТВС в активной зоне реактора должны обеспечивать выполнение ею всех своих функций, в том числе и безопасности реакторной установки.
Если вы используете «чужую» конструкцию ТВС для реакторов «советского типа», необходимо проанализировать влияние характеристик этой конструкции на вышеуказанные аспекты и оценить все последствия. Если конструкция в достаточной мере удовлетворяет вышеуказанным требованиям, а отличия не приводят к нарушению критериев безопасности, то особых препятствий для использования новых ТВС в реакторе нет.
- В недавнем заявлении МИД РФ говорится о том, что тепловыделяющие сборки Westinghouse неоднократно демонстрировали несоответствие требованиям к качеству топлива для реакторов «советского типа» ВВЭР-1000. Так, например, попытки использования TBCWestinghouse на чешской АЭС «Темелин» привели к довольно серьезному инциденту. Насколько правдива эта информация?
- Мне не совсем понятно слово «неоднократно». Я знаком только с одним случаем, когда возникла проблема с ТВС компании Westinghouseна чешской АЭС «Темелин». Насколько мне известно, основная проблема касалась непредусмотренного конструкцией формоизменения ТВС, которое привело к неполному введению органов регулирования системы управления и защиты в активную зону, что являлось нарушением требований безопасности. Однако технические решения, внедренные в конструкцию ТВС компанией Westinghouse, позволили в течение достаточно короткого времени устранить недостатки и проблемы в эксплуатации.
Здесь важно напомнить, что в середине 90-х годов похожие инциденты имели место и с российским топливом практически на всех энергоблоках Украины с реакторными установками ВВЭР-1000.
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о проблемах, которые в прошлом возникали с использованием топлива Westinghouse на Южно-Украинской АЭС.
- Мне известен только один случай, когда в ППР-2012 на энергоблоках №2 и №3 ЮУАЭС во время осмотра на некоторых ТВС Westinghouse были обнаружены механические повреждения разной степени элементов дистанционирующих решеток (ДР). Повреждения были не на всех ДР ТВС Westinghouse. Более того, отсутствовали повреждения тепловыделяющих элементов. Никакого дополнительного выхода радиоактивности не наблюдалось. С большой уверенностью можно сказать, что повреждения возникли во время транспортных операций ТВС при сборке активной зоны.
Для предупреждения возможности дальнейших повреждений на Южно-Украинской АЭС были разработаны дополнительные организационно-технические мероприятия с учетом рекомендаций компании Westinghouse.
- Еще один из часто звучащих доводов «против» использования топлива Westinghouse на украинских АЭС - это якобы недопустимость смешанных топливных загрузок. Насколько это отвечает действительности?
- Смешанные топливные загрузки неизбежны при переходе от одного поставщика топлива к другому. Например, на западных рынках переход от одного поставщика топлива к другому происходит довольно часто, и поэтому в тех странах имеется значительный опыт эксплуатации смешанных топливных загрузок.
Рынок топлива для реакторных установок ВВЭР довольно закрытый, и российский ТВЭЛ является своего рода монополистом в поставках топлива. Поэтому смешанные топливные загрузки в этом случае - это редкость.
А вот что касается технической стороны вопроса, то если ТВС различных поставщиков близки по определяющим характеристикам, то особых трудностей по формированию смешанных топливных загрузок возникать не должно.
- Предполагает ли использование ТВС компании Westinghouse внесение конструктивных изменений в системы управления и защиты реактора?
- Нет, использование ТВС компании Westinghouse не предполагает каких-либо конструктивных изменений в системы управления и защиты реактора.
- Нашим читателям интересно узнать больше об опыте использования американских топливных сборок на Южно-Украинской АЭС. Можно ли сегодня с уверенностью говорить о достаточном уровне радиационной безопасности не только в эксплуатационных режимах, но и, главное, при возможных в работе любого оборудования внештатных ситуациях, в аварийном режиме?
- Опыт эксплуатации ТВС компании Westinghouse подтвердил выполнение проектных критериев, заложенных в конструкцию, и показал достаточную надежность тепловыделяющих элементов. Для исключения повреждения элементов дистанционирующих решеток в текущих условиях эксплуатации в конструкцию ТВС компанией были внесены соответствующие изменения и проведены необходимые испытания.
Как я отмечал ранее, анализ безопасности, проведенный в полном объеме в соответствии с утвержденными в Украине требованиями, показал, что использование топливных сборок компании Westinghouse в активной зоне реактора энергоблока №3 ЮУАЭС не приводит к нарушению критериев безопасности. Этот вывод также подтверждается результатами экспертизы, выполненной специалистами Государственного научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности, которые имеют свои расчетные коды и методики для выполнения независимой расчетной оценки.
- В конце декабря прошлого года некоторые российские СМИ начали тиражировать информацию о возможной «причастности» топлива Westinghouse к авариям на Запорожской АЭС. Якобы на станции проводились испытания американских ТВС, что привело к аварийным остановкам реактора. Как вы это прокомментируете?
- В активных зонах энергоблоков Запорожской АЭС американских сборок нет.
- В последнее время украинская научная общественность и энергетические эксперты активно обсуждают не только дальнейшую диверсификацию поставок ядерного топлива, но и необходимость так называемой «технологической диверсификации» - строительства в Украине ядерных реакторов «западного» типа (CANDU, PWR, т. д.). Какова ваша позиция по этому вопросу?
- Чтобы развивать другие ядерные технологии, у нас должно быть понимание места ядерной энергетики в процессе производства электроэнергии и стратегическое видение развития украинской ядерной энергетики. Кроме того, для строительства новых энергоблоков необходимы финансовые ресурсы в достаточном объеме.
Если предположить, что все вышеперечисленное у нас есть, я бы сделал выбор в пользу проекта АЭС с реактором AP-1000, разработанного компанией Westinghouse, который, на мой взгляд, сегодня является наиболее революционной технологией для легководных энергетических реакторов.
- Интересно было бы узнать ваше мнение о недавно подписанном контракте между НАЭК Энергоатом и компанией Westinghouse о существенном расширении поставок топлива Westinghouse на украинские АЭС.
- Насколько мне известно, на данный момент проблем с поставками ядерного топлива из России нет. Хотя наличие конкуренции полезно всем поставщикам ядерного топлива, так как это стимулирует их к улучшению качества своей продукции.
Доля выработки электроэнергии на АЭС Украины значительна, и поэтому необходимо минимизировать возможность использования поставок ядерного топлива в качестве элемента политического давления на Украину со стороны России (что не раз происходило в случае с другими энергоносителями).
Поэтому, на мой взгляд, действия НАЭК «Энергоатом» по расширению поставок топлива Westinghouse полностью обоснованы как с точки зрения предотвращения возможных рисков, так и для создания в Украине конкурентной среды и привлечения в нашу страну современных технологий.

В. СТАСЮК. _ Южная правда № 5 (23331)