пятница

17 ноября

2017 г.

Сообщить новость

27/01/2015 13:23

Николаевскому русскому театру 80!

Fgt

80 лет - дата круглая, хотя и не юбилейная. Так уж принято считать. Тем не менее приятно отметить, что нашему любимому Николаевскому Академическому Художественному русскому драматическому театру в начале января 2015 года исполнилось 80. О рождении и творческом пути этого замечательного коллектива мы решили побеседовать с Мариной Васильевой, руководителем литературно-драматургической части, актрисой театра.
- Марина, знаю, что вот уже 5-й год Вы - хозяйка несметных сокровищ - архива театра. Вы навели в нем порядок, долгое время занимались идентификацией личностей актеров и сцен из спектаклей, запечатленных на фотографиях. Сейчас активно готовитесь к созданию музея театра. Историю этого коллектива Вы знаете, как никто другой. С чего все начиналось?
- Смотря что называть началом (улыбается). За точку отсчета можно взять 1881 год, когда в городе, наконец, появилось настоящее театральное здание, соответствовавшее всем требованиям. Построил его архитектор Теофил Брусницкий. Этот проект выиграл тогда первую премию и был реализован в Рыбинске. В Николаев Брусницкого пригласил мещанин Карл Монте, хозяин гостиницы «Золотой якорь». Напротив этой гостиницы и возвели театр. Зал состоял из 350 мест партера и амфитеатра, 36 лож бенуара и бельэтажа, галереи. Мебель выписали из Вены. Хороший старт!
- Как я понимаю, постоянной труппы не было, имела место гастрольная система.
- Это действительно так. Купец Яков Шеффер, выкупивший театр у Монте, был успешным антрепренером. Благодаря его деловой хватке николаевская публика знакомилась с творчеством таких знаменитостей, как Федор Шаляпин, Полина Стрепетова, Мамонт Дальский, Мария Ермолова, Михаил Щепкин, Вера Комиссаржевская, корифеев украинского театра Марка Кропивницкого, Панаса Саксаганского, Марии Заньковецкой, Ивана Карпенко-Карого и других. С гастролерами приезжали к нам и режиссер Всеволод Мейерхольд и тогда еще никому не известный театральный гример Максимилиан Факторович, в будущем - Макс Фактор, легендарный основатель одноименной фабрики по производству косметики. В общем, театральная жизнь в нашем городе кипела. Острая же критика местных журналистов, что называется, подливала масла в огонь, повышая интерес к приезжим артистам.
- Театральный критик Василий Неволов, председатель жюри фестиваля Международного Черноморского клуба «Homo Ludens», не единожды отмечал, что ваш театр - место намоленное. Скажите, Вам как актрисе каково работать на сцене, где в свое время демонстрировали талант актеры с мировым именем?
- В первую очередь - ответственно. А вообще я горжусь, что работаю в театре с такой богатой и интересной историей. Мы работаем в настоящем театральном здании, чем далеко не многие могут похвастаться, коллектив возник на основе профессиональной труппы, в свое время очень популярной у публики, передовой. В 1935-м она заслуженно обрела статус первого стационарного театра Николаева.
- Давайте на этом событии остановимся поподробнее. При каких обстоятельствах это случилось? Что сподвигло городские власти организовать стационарный театр, как я понимаю, с постоянной труппой?
- Далеко не все спектакли приезжих артистов были высокого художественного уровня, не все имели достойное идейное и тематическое содержание, более того, мало кто шел в ногу со временем, отражая жизнь простого труженика. На сцене господствовали оперетка, пошлая комедия, дешевая мелодрама. Чтобы бороться с засильем гастролеров, пропагандирующих неприемлемую для руководства страны эстетику, в 1920 году даже был создан специальный контролирующий комитет при губотделе народного образования. Повсеместно организовывались театральные студии, кружки, в городе появились ТЮЗ и передвижной театр им. Шевченко, обслуживающий жителей окрестных сел. Самодеятельных коллективов было невероятно много, профессионального не было. Интеллигенция настаивала на создании стационарного городского театра. Такие уже давно функционировали в соседних Одессе и Херсоне. И вот на пятые по счету гастроли в Николаев приехал передвижной театр «Шахтерка Донбасса».
- На основе этого коллектива был создан Николаевский русский театр?
- Абсолютно верно. А родился этот коллектив в 1922 году, отделившись от труппы Луганского драмтеатра. 1922-й год можно смело называть еще одной точкой отсчета в истории нашего театра. «Шахтерку Донбасса» знали и любили по всей Украине. В Николаеве особенно. Будучи гастрольным коллективом, приезжая в город корабелов всего на несколько месяцев, артисты «Шахтерки» живо интересовались жизнью работников ведущих предприятий города, организовывали творческие встречи. Чтобы быть ближе и понятнее нашему зрителю, взяли в репертуар пьесу «Диктатура» Ивана Микитенко, написанную на основе реальных событий, происходивших на заводе им. Марти, совместно с местным писателем Юнгом создали спектакль «Бетон» о николаевцах. Вот такой был творчески активный, инициативный коллектив! Не удивительно, что именно он стал основой для первого в Николаеве стационарного театра.
- Как пережил коллектив Великую Отечественную?
- До последнего были в городе, выбирались под пулями врага. В эвакуацию были направлены в Свердловск, там уже находилось несколько театров, коллектив официально расформировали, но он был настолько дружен и крепок, что через некоторое время возродился в Алапаевске Свердловской области. Там ставили спектакли на злобу дня, создали фронтовые бригады. Коллективом руководил главный режиссер Леонид Луккер. Активно проявляли свою гражданскую позицию, любовь к Родине, патриотизм и в творчестве, и в организационных моментах ведущие артисты Эммануил Далматов, Юрий Соколов, Надежда Огонь-Догановская, Мария Любимова, Анна Юрова.
- Это правда, что на деньги артистов театра был построен самолет и его назвали «Валерий Чкалов»?
- Да, это так. С 1939-го по 1994-й год наш театр носил имя этого летчика.
- Вернулись в город после Победы?
- Нет. Вернулись, как только город был освобожден, в 1944-м. Здание театра за время оккупации сильно пострадало. Отстроили его не без помощи творческого коллектива. Обновленный театр открыл свои двери для зрителей в 1946-м. Дальше - период взлета: 50-е, героическая романтика, эпические полотна Крамского - «Флаг адмирала», «Порт-Артур», «Шторм»…
- Кстати о взлетах. Сегодняшний период в истории театра Вы бы отнесли к взлету? Или это некий момент творческой и хозяйственной стабильности?
- В непростые 90-е, когда в обществе царила разруха, когда и здание театра, и дела коллектива пришли в упадок, когда казалось, что перспективы плачевны, нам с точки зрения истории повезло: появился лидер, который своим упорным трудом привел коллектив к той самой стабильности и к тому взлету, о которых мы с вами говорим. Это художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств двух государств - Украины и России - Николай Кравченко. Под его руководством в 2002 - 2004 годах был произведен ремонт-реконструкция здания, памятника архитектуры XIX века, театр начал активную гастрольную и фестивальную деятельность, получил и продолжает получать дипломы на самых разнообразных украинских и зарубежных театральных форумах, участвует в международных проектах, а с 2006-го проводит собственный Театральный фестиваль Международного Черноморского клуба «Homo Ludens», привлекая к участию профессиональные коллективы и членов жюри из разных государств - Болгарии, Турции, Румынии, Беларуси, России, Грузии и т. д. Сегодня Николаев благодаря «Homo Ludens» - важнейший культурный центр современной Украины.
- Сколько на сегодняшний день спектаклей в репертуаре? Какая тематика и какие жанры доминируют?
- Спектаклей около 30-ти разных жанров, стилей, но все они, безусловно, находятся в рамках единой эстетики, заданной руководством театра. Иногда появляется что-то абсолютно неординарное, но только в плане эксперимента. Активно работаем и с молодежной студенческой аудиторией, и с самыми маленькими зрителями, для которых создаем спектакли-сказки.
- Часто для показа спектаклей выезжаете за пределы театра, города?
- Постоянно, и это добрая традиция. Не все наши зрители из отдаленных районов города и области могут посетить театр, поэтому мы выезжаем со спектаклями и в детсктие сады, и в школы, и во Дворцы культуры. Особенно часто за пределы театра вывозим спектакли на патриотическую тематику, посвященные Великой Отечественной войне, юбилею Тараса Шевченко.
- Какой спектакль можно назвать визитной карточкой театра?
- Думаю, таких два: «Лесная песня» Леси Украинки и созданный в этом сезоне спектакль «Дни Тараса» Николая Кравченко. Кстати, за оба спектакля наш коллектив получил областную премию им. Николая Аркаса.
- Подводя творческие итоги, каким был минувший 2014 год?
- Очень ярким и насыщенным. Год прошел под знаком Тараса Шевченко, и работа нашего театра во многом была ориентирована на популяризацию его творчества, его миротворческих идей. «Обніміться ж, брати мої, молю вас, благаю…» - эти слова выдающегося деятеля нашей культуры необходимо донести сегодня до каждого. В них - жизненный опыт, мудрость, желание для своего народа и всего человечества мира, добра, взаимопонимания. В год Шевченко мы создали два спектакля по его произведениям - «Дни Тараса» и «Гайдамаки», провели «Homo Ludens», посвященный Шевченко, по сути объединив в Николаеве всю Украину: Киев, Черкассы, Хмельницкий, Днепропетровск, Херсон, Полтаву, Харьков, Кривой Рог, Кировоград.
- Коллектив «Южной правды» поздравляет наш любимый Николаевский русский театр с 80-летием. Желаем процветания и новых творческим побед. Спасибо за ваш талант, за вдохновенный творческий труд и за результаты этого труда - всегда интересные, качественные спектакли. С праздником!

Фото Игоря ЕРМОЛАЕВА.

Беседовала Ангелина КРИХЕЛИ. _ Южная правда №10 (23336)