20-Feb-2020 11:08 | ЭКОНОМИКА
Дорожная карта OOO «София-Гранит», или Уникальный промышленный симбиоз
Светлана ЧЕПУРНЕНКО
Строительство дорог в Украине сейчас является важной задачей, потому что автодорог в стране серьезно не хватает. Николаевские и украинские автомобильные дороги в своем текущем состоянии чаще подходят не для своего прямого назначения, а для соревнований по преодолению полосы препятствий. В некоторых автошколах, зная эту особенность дорожной сети, советуют сразу проходить курсы экстремального вождения… Даже государственные органы признают: около 95% дорог находятся в неудовлетворительном состоянии. В рейтинге стран по качеству дорог, который составляется в рамках Всемирного экономического форума, Украина постоянно занимает последние места.
Недавно в ходе участия в мероприятии «Сшить Украину: безопасность, строительство, финансирование» в Государственном агентстве автомобильных дорог Президент Украины Владимир Зеленский призвал отказаться от ямочного ремонта, усилить габаритно-весовой контроль на автомобильных дорогах, обеспечить ответственность подрядчиков за качество ремонта дорог, а также активизировать борьбу с «тендерными троллями».
Кроме того, Президент обязал местные власти активизировать работу по утверждению перечня строительства и ремонта дорог.
«Это звучит парадоксально, но нам нужно строить для того, чтобы разрушить. Разрушить миф, что Украина и хорошие дороги - это несовместимые вещи», - сказал Глава государства.
Ранее каждая новая украинская власть в числе своих главных приоритетов называла строительство дорог европейского уровня. «Как в Германии» или «как в Польше» - это детали. Главное, что каждый знал или думал, что знал два «секрета» успешной реформы дорожной отрасли. Первый. Накачать отрасль деньгами. Это так и не удавалось пока сделать никому. Второй. Выстроить систему так, чтобы коррупцию искоренить. Там, где процессом строительства и ремонта дорог руководят менеджеры и люди с мозгами, делать это в последнее время удается. Хотя, к сожалению, и не стало явлением повсеместным и нормой. Таких позитивных примеров не так много, как хотелось бы.

Один из таких - в конце прошлого года Служба автомобильных дорог Николаевской области заключила семь договоров на эксплуатацию дорог в зимнее время на общую сумму 19,6 миллиона гривень с ООО «София-Гранит». Об этом свидетельствуют тендеры, опубликованные на сайте электронных закупок «Prozorro».
У предприятия ООО «София-Гранит», расположенного в Новобугском районе Николаевской области, масштабные планы на будущее: руководство нацелено не только на увеличение объемов производства, но и строительство дорог, как в Европе.

Всего три года назад здесь начали строить подъездные пути к Софиевскому гранитному карьеру и заводам, а также дороги местного значения. За этот небольшой промежуток времени сделано много: приобретена техника, налажена работа дорожных бригад, освоена технология ремонта дорог и как результат - сотни отремонтированных улиц, тротуаров и километры дорог местного значения. Работают современные асфальтные и бетонный заводы. Они оборудованы по международным стандартам, а за качеством продукции следит собственная лаборатория, где проверяется качество входящей и выпускаемой продукции.
Софиевский гранитный имеет большие преимущества на рынке. Сам добывает сырье, сам делает высококачественную продукцию, сам предоставляет дорожно-строительные услуги по ценам, ниже других. Уникальность его в том, что в одном предприятии находится симбиоз добычи, производства материалов и дорожно-строительных работ. Такой производственный альянс - единственный не только на Николаевщине.

У нас в гостях Алексей Владимирович Шевченко, заместитель директора ООО «София-Гранит». Поговорим о главном.

ЧЕСТНЫЕ ТЕНДЕРЫ
- Фирма «София-Гранит» выиграла тендеры почти на 20 миллионов гривень на содержание дорог. Алексей Владимирович, в чем секрет такой победы?
- Секрета нет, есть преимущества: собственная сырьевая база и внутренняя инфраструктура, позволяющие превращать сырье в конечный продукт без посредников. Выгодная географическая составляющая также играет большую роль.
- Правда, что на юге Украины, на Николаевщине, в последнее время наблюдались серьезные битвы за дорожные тендеры? С чем это связано?
- За работу на дорогах всегда шла борьба, и это естественный процесс. Что касается юга Украины - это слишком обобщенное понятие. В Херсонской и Одесской областях состояние дорог в корне отличается от Николаевской. Произошла смена власти. Область ожила и задышала. Поэтому на контрасте изначально неравных условий стал заметен подобный скачок в развитии и желании побороться за возможность исправить ситуацию.
- И. П. Негулевский в период выборной кампании в Верховную Раду заявлял, что систему «Прозорро» следовало бы переименовать в «Мутно». А сегодня, когда у «Софии-Гранит» такой взлет, такой прорыв в выигрыше тендеров, многие СМИ задаются вопросом: действительно ли все справедливо, прозрачно и честно?
- Взлет - это громко сказано. То, что мы видим - результат колоссального труда руководства ООО «София-Гранит» и всего коллектива в целом. Накопленные профессиональные опыт и материально-технический ресурс предприятия сегодня дают возможность проявить себя. Так как в дорожную структуру возвращается дух здоровой и справедливой конкуренции, - это и позволяет действовать прозрачно и честно.
- Скажите, какие факты говорят сами за себя, что это первые тендеры, проведенные честно? Насколько они соответствовали украинскому законодательству, духу конкуренции и состязательности?
- Главным фактом есть и будет минимизация расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог в Николаевской области. Наше предприятие предлагает договорные цены значительно ниже предложений других участников торгов. Этого удается достичь по средствам собственной сырьевой базы и хорошего географического расположения. Экономия достигает 20 и более процентов. Думаю, подобных примеров не много в современной истории строительства и ремонта дорог на Николаевщине.

- Конкретизируйте, пожалуйста, сколько бюджетных средств налогоплательщиков экономят предложения «Софии-Гранит» в сравнении с проигравшим «Николаевоблавтодором»?
- Если суммировать договорные цены, предложенные ООО «София-Гранит» и соответственно ГП «Николаевский облавтодор», заявленные в обозначенных семи тендерах, а после сравнить, то разница составит около 4,5 миллиона гривень. Думаю, это существенная экономия для бюджета области.
- Служба автодорог Николаевской области заключила семь договоров с ООО «София-Гранит» на содержание дорог. Какие дороги вошли в этот список и что делается предприятием в этот зимний период с первого января по 31 марта?
- В список вошли участки трасс Н-11 (Днепр - Николаев), Н-14 (Александровка - Кропивницкий - Николаев), Р-55 (Одесса - Вознесенск - Новый Буг) и Т-15-10 (Арбузинка - Еланец - Новая Одесса). Уже закончены работы по обеспечению проезда на участке Н-11 Казанка - граница с Днепропетровской областью, участка Н-14 и Р-55 (Воссиятское - Еланец). Также на участках трасс Н-11 и Н-14 сейчас проводится ямочный ремонт холодными асфальтобетонными смесями, разработанными для использования при неблагоприятных погодных условиях.
Хочу обратить внимание на то, что название тендера не описывает деятельность подрядчика. В каждом тендере есть техническое задание с видами работ, объемами и привязкой к определенным координатам. То, что в заголовке присутствует фраза «эксплуатационное содержание», не обязывает нас, к примеру, бороться с гололедом и нести ответственность за его последствия. Подрядчик действует строго в рамках инструкций заказчика.
- В Украине распространена практика, когда одну дорогу делят на небольшие отрезки по 20 - 40 метров, обходя тендер, и отдают одному подрядчику… Это норма нашего жития-бытия или грубые нарушения чиновников?
- Думаю, подобные приемы сейчас не актуальны. Гораздо больший вред инфраструктуре области наносят многомиллионные тендеры, куда молодые и перспективные фирмы вклиниться попросту не могут. По моему мнению, тендеры надо формировать дробными участками, чтобы рационально распределять усилия, время и средства. Поясню, что я имею в виду. Допустим, в районе есть компания, которая готова взяться за ремонт дорог, пролегающих через указанный район или находящихся на его территории. И если тендерное предложение охватывает несколько районов и по договорной цене составляет сотни миллионов, то такая компания уже заочно проигрывает в этом тендере. Вместе с этим, победивший подрядчик будет доставлять материалы, необходимые для выполнения работ, на большие расстояния и тем самым увеличивать временные рамки выполнения работ, а также их общую стоимость.

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОРОГ
- Действительно ли ООО «София-Гранит» является единственной компанией, которая может полноценно проводить эксплуатационное обслуживание дорог? Все ли есть для этого? Как обстоят дела с материально-технической базой, техникой, специалистами?
- Я бы не говорил таких громких фраз, как «единственная компания». В Николаевской области много достойных фирм, которые качественно выполняют дорожные работы. И в данном контексте вернее было бы сказать, что ООО «София-Гранит» является одной из тех, которая может производить эксплуатационное обслуживание дорог. Наше предприятие вышло на дорожный рынок со своими выгодными предложениями, и с этим, безусловно, стоит считаться. В сегменте нашего региона с ценами, предложенными ООО «София-Гранит», будет трудно конкурировать. На предприятии сформирован штат квалифицированных сотрудников как специалистов, так и технических работников, которые ежегодно проходят повышение квалификации. Материально-техническая база предприятия представлена широким набором необходимой техники. В распоряжении есть два асфальтобетонных завода, а также - бетонный. При этом автопарк промышленной техники расширяется и тем самым растет производственная мощность предприятия.

- Каковы задачи и на что нацелено сегодня руководство предприятия ООО «София-Гранит»?
- Главная цель и задача - доказать свою способность качественно и эффективно выполнять дорожно-строительные работы, принося при этом реальную пользу региону, в котором мы живем и работаем.

ВСЕГДА ОПЕРЕЖАЙ!
- Кто все-таки является сейчас собственником компании? В разных СМИ противоречивая информация. Ведь от лидера предприятия зависит многое и, прежде всего, лимит доверия: оправдаются ли ожидания николаевцев?
- ООО «София-Гранит» - одно из предприятий, владельцем которого фактически является Виталий Геннадьевич Шевченко. Что касается юридического аспекта, то на сегодняшний день, согласно данным, содержащимся в государственном реестре юридических лиц, единственным участником предприятия ООО «София-Гранит» значится И. П. Негулевский. В июле месяце 2019 года он был избран народным депутатом Украины. В связи с этим и в соответствии с Законом Украины «О предупреждении коррупции» И. П. Негулевский передал предприятие ООО «София-Гранит» и свои корпоративные права, согласно соответствующему договору, в управление Н. Н. Соснову.
Новый директор Николай Николаевич Соснов уже зарекомендовал себя как ответственный и компетентный руководитель. К тому же он является «коренным жителем» Николаевщины и, можно сказать, душой болеет за свой родной край.
- Остается ли у Виталия Геннадьевича Шевченко в приоритетах его девиз «Хочешь победить, работай на опережение». И как он оправдывается на деле?
- Да, это один из девизов нашей команды. На деле он реализуется таким образом, что мы концентрируем свои усилия и внимание на собственном развитии и росте, чтобы идти впереди, брать на вооружение лучшее, прогрессивное, опережать события и конкурентов, принимать самостоятельные решения. Примеры же других компаний рассматриваем как опыт, которому можно учиться и делать выводы. Совершенству нет предела.

ГАРАНТИИ ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ
- Уже более трех лет «София-Гранит» всерьез занимается ремонтом и строительством дорог. Что сделано за это время? Насколько качественно отремонтированы или построены вами дороги?
- За это время были заключены и выполнены договоры с сельскими советами, районными и городскими администрациями, администрациями ОТГ и частными лицами. Что касается, например, Нового Буга, то мы практикуем прием работ и контроль их качества депутатской комиссией даже по прошествии некоторого времени. Основным камнем преткновения между нами и заказчиками всегда становится дефицит бюджета. От временных вариантов стараемся уходить. Большинство дорог находится в очень изношенном состоянии. При выполнении ямочного ремонта на дороге появляются новые очаги разрушения, что портит общую картину и нашу репутацию. При этом в своей работе ориентируемся на качество выполнения работ, а не их количество.
- Гарантии на дороги появились в 2018-м: пять лет - на средний ремонт, десять - на капитальный. «София-гранит» всегда выполняет свои гарантийные обязательства по ремонту дороги?
- Начиная с 2018 года правительство ввело более жесткие требования к подрядчикам. А именно: по всем контрактам на средний ремонт дорог установлена гарантия не менее 5 лет, на капитальный ремонт дорог - не менее 10. Это европейские требования по гарантийному обслуживанию дорог. Увеличение сроков гарантийного обслуживания имеет своей целью формирование ответственного отношения к выполнению работ.
Относительно нашей фирмы объективно понимаем, что сейчас на рынке дорожно-строительных работ наше предприятие все еще находится в стадии развития и становления. В связи с этим ставим перед собой задачу зарекомендовать себя надежным подрядчиком. Поэтому гарантии даем основательные и тщательно следим за их выполнением.
- Скажите, пожалуйста, подрядчику, должно быть, невыгодно ремонтировать дорогу под гарантию 5 - 10 лет, если на ней нет весового контроля?
- Вывод абсолютно верный. Часто на дорогах общего пользования больно наблюдать перегруженные зерновозы, которые везут по 60 и более тонн продукции за один рейс. Очень надеемся, что Государственная служба Украины по безопасности на транспорте ужесточит контроль грузоперевозок. С другой стороны, было бы хорошо пересмотреть подход к строительству дорог и, как следствие, их ресурс и несущую способность. Ведь во многом ценообразование зависит от стоимости грузоперевозок, как сырья, так и готового продукта.

- Какие дорожно-строительные материалы выпускает «София-Гранит»? Каковы их качество и цена? Назовите основных покупателей.
- ООО «София-Гранит» специализируется на выпуске щебеночной продукции, товарного бетона и всевозможных асфальтобетонных смесей. На предприятии есть собственные лаборатории для контроля качества выпускаемой продукции. Что касается цен, то они обозначены на нашем официальном сайте sofia-granite.com.ua (Софиевский гранитный карьер). Среди основных покупателей нашей продукции хочется выделить такие организации, как ООО «ДС «Альтком», ООО «Ростдорстрой», ООО «СУБП «Белавтодор-Украина».

СТРОИТЬ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ
- Алексей Владимирович, назовите, пожалуйста, основные условия развития дорожной инфраструктуры Николаевщины и Украины.
- Согласно данным аудита в рейтинге дорог Украины Николаевская область занимает одно из нижних мест. К тому же Украина входит в десятку аутсайдеров по качеству дорог в мире.
Чтобы решить проблемы, достаточно исключить воровство на объемах и ценах, максимально сократить расстояние между заказчиком и исполнителем, честно проводить тендеры с независимым контролирующим комитетом, внедрить автономный техконтроль и передавать отремонтированные участки дорог отдельным дорожно-эксплуатационным предприятиям, которые будут их обслуживать.
Давайте строить такие дороги, которые будут десятилетиями без проблем выдерживать нагрузки от грузовых автомобилей с полной загрузкой, на которую они, между прочим, рассчитаны! Конечно, строительство такой дороги будет дольше и дороже. Но обратная сторона медали - адекватные цены на топливо, медикаменты, продукты питания и другие вещи, которые делают нашу с вами жизнь комфортнее.
Руководство «Софии-Гранит» имеет приобретенный в Европе опыт в системе строительства дорог. Например, при строительстве немецких дорог используется так называемая «подушка», которая состоит из нескольких слоев и достигает двух метров. А в США большинство дорог построены из бетона. Несмотря на то, что такой способ строительства требует больше времени, именно он отличается своей прочностью.
При строительстве же бетонного автобана в Австрии на «подушку» укладывается хорошо известный нам обычный асфальт. Но он выполняет не несущую функцию, а функцию гидроизоляции и амортизации. После этого - два слоя бетона, причем процесс укладки сопровождается автоматическим продольным и поперечным армированием. Кроме того, вся дорога пронизана термокомпенсаторами с резиновыми заглушками и высокотехнологичной системой дренажей. А сточные воды, прошедшие через дорогу, проходят трехступенчатую очистку. После такого зрелища, зачастую, строительство бетонных трасс в Украине выглядит пока что примитивно, и вызывает скепсис.
Также сейчас существуют специальные модифицирующие установки, позволяющие соблюдать технологии модификации битума. Таким образом, можно не бояться эксплуатировать дороги в жару. У нас же в результате ненадлежащего подхода не только к строительству, но и к эксплуатации дорог мы получили вполне закономерный результат - тысячи километров разрухи.
Поэтому нельзя гнаться за дешевизной и ставить в приоритет временные меры решения проблем. Конечно, европейские технологии дорогостоящие, однако результат их применения многократно превосходит классический метод строительства асфальтных дорог по показателю «цена - ресурс».

НОВУЮ ЖИЗНЬ ДОРОГАМ
- И в завершение беседы: каковы амбициозные планы «Софии-Гранит» на 2020-й? Предприятие готово за год на Николаевщине построить современные качественные дороги? Какие гарантии даете, что так и будет?
- В планах нашего предприятия - плотная работа, укрепление своих позиций на рынке, расширение материально-технической базы и, конечно, развитие региона.
Мы стараемся трезво смотреть на вещи. Браться за всю область сейчас было бы самонадеянно с нашей стороны. Есть компании, которые в своем регионе могут показать высокую эффективность, однако восстановить за год все дороги Николаевщины - звучит громко для каждой дорожно-строительной организации. Такого масштаба цель достижима при условии тщательной и длительной подготовки, объединения усилий многих дорожно-строительных компаний и, конечно, бесперебойного бюджетного финансирования.
В свою очередь, ООО «София-Гранит» готова всячески способствовать восстановлению дорог в Николаевской области и тем самым развитию региона.

От редакции. Пример Софиевского гранитного карьера убеждает: украинский бизнес способен инициировать внедрение инновационных проектов, а также утверждать главное - развитие экономики. Коллектив предприятия убежден, что если тендеры на ремонт дорог в Николаевской области будут проводиться честно и грамотно, то это обеспечит развитие не только Новобугского, Казанковского, Баштанского, Еланецкого и Вознесенского районов. Ведь на Софиевском карьере комплексно производят продукцию для ремонта дорожного полотна, как это давно принято и делается за рубежом.
От знакомства с фирмой ООО «София-Гранит» остается обнадеживающее впечатление. Есть в Украине эффективно работающие предприятия. Есть руководители, способные организовать производство на высоком европейском уровне. За такими компаниями и людьми, как Виталий Шевченко, будущее Украины. Он инвестирует в экономику нашей страны, в современные технологии, которые применяются на всех его предприятиях. И пока государство обещает, Софиевский гранитный карьер собственными силами дает новую жизнь дорогам!
