п'ятниця

05 грудня

2025 р.

Надіслати новину

01-Apr-2020 07:36 "Южная правда", № 24 (24049) | КУЛЬТУРА

Художник в студии

Сергей Гаврилов.

«В выставочном зале Николаевского городского дворца культуры и искусств артстудия Валентина Меркулова представила выставку «На пороге весны». Радовали и вдохновляли гостей, попавших на открытие, художественные полотна семнадцати участников. В активе художников, чьи работы представлены на выставке, персональные выставки и участие в экспозициях, симпозиумах и фестивалях. Их работы занимают достойное место в частных коллекциях ценителей искусства Украины и за рубежом…
Все участники сами являются преподавателями и учителями изобразительного искусства, работают в разных учебных заведениях города. Меркулов, являясь почетным методистом Института повышения квалификации, собрал их воедино. И помимо занятий в институте, они проводят время еще и в художественной студии...».

 

Такие репортажные тексты появились недавно в новостных лентах всех городских интернет-ресурсов. Было много фотографий и видео. Выставка получилась знаковой и… заставила о многом подумать.

На коллективном вернисаже студии Валентина Меркулова было людно, как на любой корпоративной выставке. Пришли сами авторы (20 человек), плюс родственники и знакомые авторов, плюс руководство Николаевского областного Института последипломного педагогического образования (ОИППО), плюс чиновники от культуры, плюс любители живописи и профессиональные художники.

Студийная выставка в Николаеве стала привычным явлением. Напряженная экспозиционная жизнь сопровождает начинающих живописцев в университете и колледже культуры, детской художественной школе и устоявшихся авторских студиях при различных Домах творчества.

Сегодня невозможно сосчитать, сколько конкретно студийных выставок произошло в Николаеве, скажем, за 10 лет. Много - некорректная величина. Однако определенная тенденция прослеживается. В 2016 году персональных вернисажей в городе было больше, чем коллективных, почти в два раза. В 2017-м - примерно одинаковое количество и тех, и других. В 2018-м и 2019-м - подавляющее большинство коллективных экспозиций.

Персональные выставки стали редкостью и обрели статус «юбилейных». (Это когда художник «приперт к стене», ему приходится волей-неволей на свое N-летие вытаскивать из закромов «древние пейзажи - этапы большого пути» - и развешивать их в галерее).

Персональные выставки - дело трудоемкое. Считается неприличным представлять работы, которые кочуют с вернисажа в вернисаж. Здесь трудно что-то изменить. Настоящая картина опустошает живописца и требует времени для восстановления. В этом плане студийная экспозиция или коллективная выставка профессионалов - спасательный круг: здесь можно «спрятаться» и выставить свои бэушные работы.

Сегодня многие известные николаевские художники обзаводятся «своими» студиями учеников. У одних - это происходит на работе в вузах города, у вторых - во Дворцах культуры и Домах творчества, третьи - обзаводятся приватной практикой - учат маленьких детей и скучающих взрослых основам композиции, технике, восприятию цвета и света. В городе, по осторожной статистике, около 30 различных студий и множество частных преподавателей из профессионалов, которые заняты в своих мастерских обучением всех желающих основам живописи.

Звучит парадоксально, но свободное время для педагогики находят в основном те трудяги, у которых в активе уже несколько десятков персональных выставок на областном, республиканском и международном уровнях.
«Свободное время» - тут понятие условное. Все занятия с учениками происходят на платной основе, так как художник - живой человек и должен время от времени оглядываться на холодильник.

Здесь интересно другое: почему именно сегодня у горожан появилась массовая потребность к живописной коммуникации? Ответа на вопрос нет и быть по определению не может, потому что никто из «краеведов-науковцев» даже не пытается отследить «колебания» в духовной жизни городской общины.

Версией может служить предположение о том, что архитектурная среда Николаева в последние годы как-то робко обновляется. Новые пешеходные зоны, артобъекты, памятники и благоустройство скверов вызывают активную реакцию жителей. У одних эстетический шок выплескивается в актах вандализма (сломанные скамейки, артобъекты, украденная рассада кустов и деревьев и т. д.), вторые - пополняют художественные студии, чтобы уравновесить свое восприятие меняющегося городского пространства. Но, повторюсь, это только поверхностная версия.

Любая артстудия - это всего лишь ремесленная мастерская. Можно научить человека с улицы грамотной перспективе, основам композиции, растяжке цвета и проч. Художественной рефлексии никого научить нельзя априори. Ты или художник, или нет!

Нельзя многочасовыми упражнениями привить даже талантливому ученику навыки сублимации своего жизненного опыта и его передачи на холст «здесь» и «сейчас», нельзя научить иронии, сопереживанию, честности, верности и парадоксальности. Все это (по Фрейду, Бердяеву и проч.) впитано человеком с молоком матери и исправлению не подлежит. Зато подлежит корректировке художественный навык отражать эту реальность на холсте.

Однако мир художника может быть разным: интересным или банальным, сопереживающим или равнодушным, радостным или мрачным. Это отпечатки пальцев, но… живопись должна опосредованно воздействовать на зрителя, его настроение, мотивацию, мировоззренческие устои и т. д.

Ключевые слова «ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЗРИТЕЛЯ» - именно этому невозможно научить не только в приватных студиях, но в самых престижных художественных академиях. Какую бы изощренную технику не демонстрировал живописец, картина и этюд будут изначально не художественными, если не вызовут эмоций. Как это достигается? У всех по-разному. Это отдельная тема.

Впрочем, руководители приватных студий глобальной задачи - «создать художника» - не ставят. Главное - дать основы ремесла. Все студийные вернисажи в городе - это тиражирование стиля и манеры письма учителя, который стоит за спиной.

На выставке подопечных Николая Сопильняка на стенах развешана куча работ маленьких «сопильняков», у учеников Инны Мяло везде чувствуется «инна мяло», у Михаила Кузьминых - просматриваются потуги начинающих символистов уйти от своего «михаила кузьминых» и т. д. и т. п.

Коллективный вернисаж от Валентина Николаевича Меркулова «На пороге весны» - неожиданное исключение из устоявшейся традиции. Здесь нет менторского давления, и каждый студиец «отпущен на свободу».
Возможно, его подопечные - учителя изобразительного искусства - уже по факту «дипломного образования» знают свое ремесло и только повышают квалификацию у мастера, а, возможно, им впервые представился случай «обнародовать» свою неповторимую художественную рефлексию. Выставка получилась любопытной. Если убрать некоторые экспозиционные огрехи, это можно назвать «тематическим салоном», где присутствует настоящая весна.

У Валентина Меркулова много всяких медалей. Он окончил художественно-графический факультет Одесского пединститута, потом какое-то время занимался в мастерской Татьяны Яблонской. Сегодня в активе мастера несколько десятков персональных выставок в Украине и за рубежом. Картины художника «расползлись» по частным коллекциям и галереям всего мира. Российская академия художеств наградила его медалью «За мастерство в живописи».

Студийная педагогика в его карьере занимает достаточно много времени. Меркулов преподавал в одной из польских художественных школ курс композиции и рисунка. В программе студии Института последипломного педагогического образования он вместе со своими воспитанниками проводит долгие мастер-классы в самых глухих («обездоленных») селах Николаевской области. Такое подвижничество вызывает уважение. Хочется пожелать Валентину Меркулову и его студийцам упорной работы и творческих удач.