08-Jan-2021 09:04 "ЮЖНАЯ ПРАВДА", № 1 (24124) | ЧЕЛОВЕК
Зима в картинах Дмитрия Артыма
Беседовала Наталия СМИРНОВА. Фото автора.
На протяжении ряда лет Николаевская областная организация Союза художников провожала уходящий и встречала наступивший год тематическими выставками, посвященными зиме и всему, что с ней связано. Горожане посещали их охотно. Теперь, по известным причинам, культурные мероприятия оказались под запретом. Традицию газетных публикаций о художниках и их творениях никто не отменял, и мы представляем взгляд Дмитрия Артыма на природу, погоду и праздники зимы.
- Дмитрий, вы из числа живописцев, которые называют зиму божественно красивой, и на ваших полотнах она показана именно такой. В них пленэрная правда, и это означает, что для вас зимняя пора не помеха общению с природой?
- Живая среда, впечатления, переживания положительно сказываются на работе, и я дорожу этюдами, написанными непосредственно с натуры. Каждый из них, а накопилось уже более семисот, – кладезь будущих идей. Погодные условия меня не останавливают, и отсутствие комфорта мобилизует силы. Приходилось писать и при минусовых температурах, когда застывают краски и когда злится ветер. На этюдах тренируешь руку, глаз, и я до сих пор учусь писать снег, который не возьмешь одной только белой краской. На нем много рефлексов и оттенков, он должен искриться, иметь форму и хрустеть. Когда удается показать увиденное и душевность, рождаются хорошие вещи.
- На выставках нетрудно заметить, что отличает произведения художника Артыма от других. Ваши зимы морозные, снежные, волшебные, сказочные, вьюжные. Где то магическое, вдохновляющее место?
- Большинство из них связаны с родным селом Попелив, соседними Викняны и Локитки. Природа Ивано-Франковщины дает художнику огромный выбор, и по возможности я еду в те края, чтобы посмаковать нюансы зимней погоды. Путешествую самостоятельно и в составе творческих групп. Не отказываюсь от приглашений на симпозиумы и пленэры, в том числе организованные с благотворительной целью. Писал Буковель, Ворохту, Верховину, Яремчу, поднимался на Говерлу. Возникали разные ситуации, и у этих работ есть свои интересные истории. Одна из самых экстремальных случилась на Яблуницком перевале. Пленэрный день подошел к концу, и в ожидании автобуса я решил заполнить оставшийся чистый холст. Установил этюдник, закурил, а в это время ветерочек дохнул и все полетело в сугроб. Замерз, но не сдался. Так появилась работа под названием «Дуже холодно!» в оттенках серого, значение которых нельзя недооценивать. О том, какие чувства испытал, оказавшись в сплошной белой мгле, отражает «В Карпатах хурделиця». В природе ни один день не похож на другой, и я всегда стремлюсь к передаче ее определенных состояний в снегопад, в холода и ясный день, когда солнце просвечивает сквозь заиндевевшие деревья...
- «И кружево ажурное ветвей». В начале декабря фойе областного художественного музея имени Верещагина украсила небольшая экспозиция, в которую вошли «Різдвяні верби» и «Візерунки зими» с ярко выраженной «артымовской вязью». Как сложился этот оригинальный авторский стиль?
- Сказался период работы в художественно-конструкторском бюро ПО «Зоря», где занимался декоративной росписью в петриковском стиле и особенности одесской школы живописи, которые усвоил в художественном училище, в знаменитой «Грековке». Первый раз пошел на эксперимент в 2000 году. В пейзаже «Подмораживает» хотелось подчеркнуть изысканную графику оголенных деревьев на фоне зимнего пылающего неба. Процесс и результат одобрил народный художник Украины Михаил Алексеевич Ряснянский, который ценил в творчестве инициативу и смелость. В основу «Візерунків зими» лег этюд, написанный в Николаевском зоопарке. У нас обычно сиротские зимы, но бывают и «белые снеги». Они ненадолго, и надо успеть. Такой момент с зимними забавами у памятника корабелам запечатлен в сюжете «Дочекалися снігу».
- В вашей зимней коллекции есть изумительные пейзажи и содержательные картины-размышления. «Скоро святий вечір» - эмоционально светлое полотно, от которого исходят покой и умиротворенность. Это отражение вашего понимания того, каким должно быть ожидание прихода в мир младенца Иисуса?
- Святой вечер – единственный в году. Он любит тишину, и в нем заложены глубокие традиции. Отсюда настрой и композиция картины. В канун светлого праздника церковь призывает почтить память Святых праотцов, а в семейном кругу вспоминают своих предков. Погост на переднем плане холста и тропинка как символ продолжения жизни, единения начала и конца – это прелюдия, смысловой вход в повествование про «святвечір». Он приближается. В селе, которе виднеется вдали, закончилась дневная суета. Не только люди, вся Земля замирает в ожидании великого чудесного события. Чудо совершается, рождается Сын Божий Иисус Христос.
- К рождественской теме вы обращались в работах «Різдвяні верби» и «Різдвяна казка». В «Колядках» – к народной традиции «Рождество колядой прославлять». Картина отмечена в профессиональном сообществе, уже не раз побывала на выставках, и зрителей всегда притягивают звучность цвета, звенящий морозный воздух и веселые колядники. Расскажите о них.
- «Колядки» реалистичны и автобиографичны, так как отражают мои воспоминания о Попеливе и яркие впечатления детства. Мы встречали Рождество «з піднесенням», колядовали согласно традициям отцов-прадедов. Одевались нарядно, несли Вифлеемскую звезду, «водили» Козу соломенную, а иногда и настоящую. С утра колядовали дети, ближе к вечеру, в сопровождении музыкантов – молодежь и супружеские пары. Ходили от дома к дому, славили Христа и «віншували господарів», за пожелания нас угощали и «винагороджували». Надо сказать, что традиции переданы теперешнему поколению и деньги от коляды отдаются на церковные нужды. По сюжету все так, как бывает в святочные дни. Кроме этого, мною решались живописные задачи: показать характеры, эмоции и пейзаж, созвучный радостному настроению людей. «Колядки» экспонировались в Николаеве, Киеве и вошли в каталог, изданный к юбилею Национального союза художников Украины.
- Землякам знакомо ваше творчество?
- Им приятно, что рисую родные пейзажи и родительский дом. «Матусине подвір’я», наша «Криниченька» с очень старым, стальным колесом и «Калинонька» из соседского двора тоже входят в зимний цикл. В работе часто использую этюды с изображением деревянной церкви Святых Петра и Павла. В Попеливе заботятся о храме и сохранении веры. В советское время его не позволили разрушить, и он был закрыт. В период восстановления мы с Ольгой (художница Ольга Артым) внесли свой посильный вклад в общее доброе дело, и я рад, что образы Христа и Богоматери, которые написал, освятили и поместили в иконостас. Хотел бы и надеюсь, что моя персональная выставка на малой родине состоится.
- Говорят, что пожелания, высказанные в период святок, воплощаются в реальность. Дмитрий, желаю вам здоровых и благословенных дней, исполнения задуманного и удачных артмаршрутов.
- Спасибо. Каждое время года удивительно. У зимы есть своя красота, величие праздников и обновления. Рождаются новое Солнце, надежды и планы. Рождается Христос, и мы славим Его!






