01-Dec-2015 12:40 "Южная правда", № 135 (23461) | КУЛЬТУРА
Культурный код семьи Маркитан
Сергей ДЕНИСОВ.
27 ноября в Николаевском областном художественном музее им. Верещагина открылась выставка николаевских художников семьи Маркитан. Авторы решили назвать свой вернисаж «Ой, там, на горi…».
Экспозиция содержит 61 работу и состоит из трех комплексов: авторской куклы, живописи и графики.
Елена Маркитан представила зрителям своих кукол, которые условно разделила на несколько групп: ангелы, королевы и куклы-образы («детство», «судьба», «ночь» и другие).
Отец семейства Алексей Маркитан показал 16 своих полотен, и двенадцать графических работ принадлежат их дочери Александре, которая, как и родители, увлекается живописью, лепкой и анимацией.
Несмотря на разные жанры, экспозиция в музее Верещагина выглядит цельным продуктом. Живопись, графику и образы авторских кукол объединяет ностальгическая рефлексия художников по гармоничной картине того внутреннего мира, в котором они вместе сосуществуют и который не сопрягается с жесткой реальностью.
Творчество Алексея Маркитана большинство критиков относят к сентиментальному постмодернизму.
Критики - народ, подверженный эстетическим штампам. Они могут поставить любому художнику тавро: «ты - постмодернист», «ты - сюрреалист», а «ты - вообще супрематист». Это клеймо, как кличка, «цепляется» к человеку и… в девяносто процентах случаев определяет судьбу живописца.
Леша Маркитан - крепкий орешек и не обращает внимания на высоколобых рецензентов. Он спокойно работает, не изменяя себе. В пространстве глава семейства очень консервативный человек и не любит показного эпатажа, зато сублимирует инновации в своем конечном продукте - картинах.
Родился, вырос и окончил школу в Николаеве. Поступил на художественно-графический факультет Одесского пединститута имени Ушинского. После армии вернулся на родину, хотя и приглашали в другие города.
Дома начинал работать, как большинство молодых художников, - с нуля: мастерской нет, связей нет, вернисажного опыта нет, но… есть желание сделать этот мир лучше. Алексей Маркитан снял мастерскую и задумался.
Он не пытался изнурять себя бесплодными попытками, тыкаться слепым котенком и «искать свое направление». Направление само нашло его.
Оказывается ничего особенного делать не надо. Нужно просто, оставшись наедине с холстом, прислушаться к биению сердца. Забыть, чему тебя учили, и «отпустить» себя на свободу.
Алексей Маркитан, Виктор Покиданец, примитивист Дмитрий Молдаванов и несколько других художников стали первыми заметными авангардистами в корабельном крае.
Мэтры от соцреализма лениво смотрели на андеграудные забавы молодежи и… тупо зарабатывали свои деньги на государевых заказах по оформлению интерьеров кораблей. Никто из стариков особо не общался с «маргинальными детьми».
В 1989-м Алексея Маркитана и Виктора Покиданца пригласили поучаствовать во Всесоюзной молодежной выставке в Москве. Ребята обрадовались, привезли свои картины.
Однако в столице тоже «пожали плечами» и равнодушно отнеслись к полотнам экспериментаторов, но… ими заинтересовались французы из Международного центра современного искусства. Они закупили работы и предложили агентские услуги.
А дальше, как в сказке про Золушку. Вернисажи в Копенгагене, Мюнхене, Люксембурге и Нью-Йорке. Художники объездили пол-Европы и вернулись на родину, которая стала… другая.
Алексея Маркитана начали приглашать со своими работами в галереи и выставочные залы, принимать участие в биеннале и международных симпозиумах. Оказывается, его выстраданный при большевиках постмодернизм в Европе давно уже не авангард, а устоявшееся мировоззрение, которое получило теоретическое и философское обрамление в искусствоведении.
Однако и сегодня не существует определенного понятия «постмодернизм в искусстве», с которым бы все согласились. Это как отпечатки пальцев: сколько людей - столько определений. Но отличительных признаков этого стиля никто не оспаривает.
Компромиссное понятие можно озвучить так: «Постмодерн в живописи - есть рефлексия художника на существующую реальность, которая через разрыв формы и содержания создает новый мир для потребителя (зрителя). Это культурный код творца, что делает гармонию его творчества общедоступной и приемлемой для всех».
Сухое определение постмодернизма в живописи ничего не скажет читателям «Южной правды». Здесь нужно объяснять на пальцах. Попробую это сделать.
27 ноября в музее имени Верещагина Леша Маркитан выставил свою нашумевшую картину «Старая Монна Лиза». Да, да, та самая Джоконда Леонардо да Винчи, но… только в семидесятилетнем возрасте.
На полотне - хорошее лицо. Бабушка с неповторимым прошлым. Леша, конечно, не читал Вирхова и Кенигсвальда (антропологи) - ему не нужны никакие посторонние консультанты в живописи. Однако эмоциональный постмодерн (культурный код) Алексея Маркитана состоит целиком из интуиции.
Оказывается, к старости у всех людей внутренний мир выплескивается наружу - на лицо. Некрасивые женщины под занавес жизни делаются добрыми бабушками, а писаные красавицы часто обретают хищнические, карикатурные черты. Это не «Портрет Дориана Грея», но принцип тот же: все пороки молодости - в старости на лице.
Джоконда от Леши Маркитана - опытная женщина и… добрая. Это наша всемирная бабушка. Она не подведет и всегда поможет своим внукам.
Куклы Елены Маркитан - характерные образы, где присутствует авторская эмоция. Кукол делали с незапамятных времен. Изготавливали игрушки-обереги и куклы для различных магических обрядов.
Годом рождения авторской куклы как особого жанра в искусстве принято считать 1881 год, когда французский художник Эдгар Дега представил на парижской выставке восковую танцовщицу, одетую в балетную пачку. После этого многие ремесленники задумались о том, чтобы помещать на куклы авторскую роспись.
С куклами вообще связано много мистических историй. Писатели-фантасты любят накручивать вокруг них разные сюжеты. Куклы могут лечить, могут убивать, делать человека добрым или злым. Иногда теряется грань между куклами и живыми людьми (кукла наследника Тутти из сказки «Три толстяка»).
Образы Елены Маркитан - добрые и… недосказанные. Она не делает эмоциональную работу за зрителя, вынуждая его трудиться самостоятельно. Это сопрягается с общей направленностью всех графических и живописных полотен, представленных на выставке в музее Верещагина.
И куклы, и графика, и живопись в одном зале - грамотная семейная экспозиция, которая не вызывает ощущения эклектики - беспорядочного нагромождения вещей в лавке старьевщика. Все подчинено единому настроению. Разные жанры искусства объединены культурным кодом семьи Маркитан.
