пятница

19 апреля

2019 г.

Сообщить новость

02-Jun-2018 ..... 15:11 .....

"Южная правда", № 14 (23486) .....

КУЛЬТУРА (статья)

Николаев в кинематографе

%d0%91%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b0%d1%8f_%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%8c%d1%8f2

Некоторые николаевцы считают, что Николаев обделен вниманием кинематографа. Но это далеко не так!

Еще в далеком 1939 году в Гурьевской МТС снимался очень известный на то время фильм «Трактористы». В нем много поют, танцуют, по-ударному трудятся, по-своему любят и готовятся защищать страну от надвигающейся угрозы. Фильм стал олицетворением той идеи, к которой стремилась страна и советская власть. Именно так представляла она будущую жизнь в колхозе. Режиссер Иван Пырьев, актеры Н. Крючков и М. Ладынина в 1941 г. получили Сталинские премии первой степени. В «Южной правде» за 14 февраля 2015 года об этом фильме рассказано в большой статье.

В 1954 году на николаевском заводе имени 61 коммунара по роману Вс. Кочетова «Журбины» снимали фильм «Большая семья» о семье потомственных рабочих-судостроителей. Фильм даже стал в 1955 году лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Это последний художественный фильм в советском кинематографе, широко изображающий тему рабочего класса на примере преемственности поколений и тему особой роли пролетариата в истории. Красной нитью в фильме проходит идея гордости рабочих, глашатаем которой является Илья Журбин. В дальнейшем подобные киноэпопеи сталинского периода были заменены «фильмами о производстве», особенно характерными для 70-х годов. Сцена, в которой дед Матвей отечески журит директора за то, что у него два автомобиля и что парикмахер приходит к нему в кабинет, звучит пророчески по отношению к номенклатуре брежневских времен. Судя по портретам в кабинете директора завода, фильм уникален в вопросах десталинизации и преодолении культа личности.

Примера спускаемого судна с именем потомственного рабочего-корабела, как это показано в фильме, найти не удалось. И в романе нет судна с именем Матвея Журбина. А вот 28 февраля 1988 г. на заводе им. 61 коммунара был спущен на воду транспортный рефрижератор «Иван Прибыльский» - в честь директора завода в 1944 - 1950 годах.

В 1969 году николаевский яхт-клуб, речной вокзал, здание ОСВОДа, Ингульские плавни, крутой берег Южного Буга стали местом съемки художественного фильма «Совсем пропащий». Экранизацию известного романа «Приключения Гекльберри Финна» американского писателя Марка Твена осуществлял режиссер Георгий Данелия. Это увлекательная и наивная история мальчишки-беспризорника Гека Финна и беглого раба Джима. Исполнителя роли беглого негра Джимма (Феликс Имокуэде) нашли в Московском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Однако актера из капиталистической Нигерии забраковало руководство студии, и тогда съемочная группа пошла на хитрость, придумав актеру родителей-коммунистов.

Друзья вместе отправляются в путешествие вниз по Миссисипи, радуясь жизни и приключениям, которые она выдает. Кстати, по мнению американских критиков, фильм был признан лучшей экранизацией Марка Твена. Выход фильма на экран совпал с визитом Брежнева в Америку, и потому «антиамериканский» фильм на год отложили на полку. Выпущен в прокат в 1973 году. В 1974 году фильм участвовал в Каннском кинофестивале. Картина, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь», вернулась без приза, но с восторженными отзывами иностранных критиков и зрителей.

В актерский состав вошли Е. Леонов (Король), Вахтанг Кикабидзе (Герцог) и В. Басов (папаша Гека). В одном из интервью Данелия вспоминал свой николаевский фильм: «…Нигде степь и море не создают такого настроения созерцательного лиризма, как в Николаеве. Может быть, поэтому фильм о Геке Финне получился таким американским…». Благополучно сложились судьбы ведущих актеров фильма. Так, маленький Роман Мадянов, сыгравший Гека, сегодня заслуженный артист РФ и известен своими ролями в сериалах «Участок», «Гражданин начальник», «Штрафбат», «Дети Арбата», «Охота на Изюбря», «Солдаты», «В круге первом», «Двенадцать».

В 1977 году в Николаеве снимался двухсерийный художественный фильм-мелодрама «Объяснение в любви» режиссера Ильи Авербаха по мотивам книги Евгения Габриловича. Фильм охватывает почти 50 лет: революцию, коллективизацию, пятилетки, войну. События переплетаются с личностной историей журналиста по имени Филиппок. Довольно сложно определить жанр кино. «…Главный герой - талантливый, но робкий литератор Филиппок, «человек, сохранивший себя», хоть и жена, и большая история сделали многое, лишь бы тому воспрепятствовать. Душевная конституция Филиппка такова, что жар внутреннего огня нужно кому-то адресовать, иначе горение не будет постоянным и ровным. Может быть, Зина не слишком годилась на роль «адресата», но дело не в ней, а в самом Филиппке, в его способности излучать душевное тепло. Герой (актер Юрий Богатырев) тем самым не столько связывает оба пласта реальности, сколько наполняет их собственной сутью и собственным смыслом», - отзывается о фильме сам режиссер. Премьера состоялась в августе 1978 года.

В 1980 году снимался фильм «Большая-малая война». Актуальный и для сегодняшнего дня, достаточно спорный - о ликвидации отрядов Нестора Махно на Украине, за которую взялся Михаил Васильевич Фрунзе. Здесь вам и Врангель со Слащевым, и Котовский с Эйдеманом и Кутяковым. В кадрах фильма и Николаевский музей судостроения. Создатели и актеры фильма жили и работали на широколановском полигоне. Фильм в духе лучших советских времен не мог остаться без наград. Он получил Государственную премию Молдавской ССР (1982), Серебряную медаль им. А. Довженко (1981), Почетный диплом ВКФ-80 (Душанбе) за разработку патриотической темы.

Интересны личности, представленные в киноленте. Яков Александрович Слащев-Крымский, генерал-лейтенант, известный николаевцам по расстрелу 61-го коммунара.

«Шел август 1919 года… Начальник 4-й пехотной дивизии генерал Слащев подошел всего лишь с двумя полками к Николаеву, где сосредоточилась крупная группировка Красной армии. Несмотря на отсутствие связи с вышестоящим штабом (корпуса), Слащеву все же удается организовать взаимодействие всех имевшихся в его распоряжении сил и взять город 5 августа с ходу. Очевидцы утверждали, что Слащев лично возглавил атаку во главе своего конвоя и буквально галопом ворвался в Николаев. А в начале сентября Слащев ушел из Николаева…».

В ноябре 1921 года Слащев вернулся в Россию из эмиграции. Само возвращение Слащева в Россию было утверждено почти всеми членами Политбюро ЦК РКП(б), кроме воздержавшегося В. И. Ульянова-Ленина. В январе 1924 года в Москве с предисловием бывшего чапаевского комиссара Д. Фурманова вышли мемуары Слащева «Крым в 1920 году». С июня 1922 года Слащев - преподаватель тактики в Высшей тактическо-стрелковой школе командного состава РККА «Выстрел» в Москве. 11 января 1929 года бывший командир взвода РККА Лазарь Коленберг застрелил Слащева в его квартире, отомстив за своего брата, расстрелянного по приказу белого генерала в 1919 году в Николаеве. В газете «Известия Николаевского губисполкома и Губкома КП/б/У» за № 244 от 20 ноября 1920 года в списке 39-м значится: «Коленберг Герш, член комсомола, служ. завода Когана». Неизвестна лишь судьба Лазаря Львовича Коленберга.

Елена Александровна Митруль - второй редактор газеты «Киевский рабочий» и дальняя родственница писателя Булгакова нашла в Николаеве людей, переживших деникинскую оккупацию, и переговорила с ними. Это журналистское расследование представлено в письмах, которые долгое время хранились в Булгаковском фонде библиотеки им. Ленина и были опубликованы издательством «Советский писатель» в 1989 году. Вот только один абзац от 21 апреля 1929 года. Е. А. Митруль М. А. Булгакову. «…В середине ноября (1919 г.) для устрашения населения расстреляны в Адмиралтействе более 50 подстрекателей к беспорядкам и поджигателей. Среди них было много невинных заложников».

Григорий Котовский и Михаил Фрунзе погибли в 1925 году. Первый от пули сослуживца, второй - на операционном столе. Помощники Фрунзе Борис Петрович Эйдеман и Иван Семенович Кутяков, дослужившись до красных генералов, сгинули «как враги народа» в 37-м. Это, наверное, вообще первый фильм, где они показаны. Нестор Иванович Махно сбежал в Румынию и в 1934 году умер в Париже.

«Комбаты» - фильм 1983 года и прославил микрорайон Намыв. Сам фильм про друзей-танкистов, про их нелегкую дружбу и честность принятия верных решений. В одной воинской части служат друзья - командиры танковых батальонов Седов, Лихачев и Зверко. Во время учений Седов принимает смелое, хотя и рискованное решение прорваться к высоте через болото. Его батальон первым захватывает высоту, но при прохождении через болото один танк переворачивается. Механик-водитель танка получает серьезную травму... В фильме подняты проблемы, связанные с профессиональной подготовкой солдат.

В 1986 году в Николаеве Одесская киностудия снимала детский фильм «Без сына не приходи». Здесь представлен наш детский городок «Сказка». Главный герой - 12-летний Коля, узнав, что его отца сослуживцы считают оболтусом и бездельником, занялся его перевоспитанием. Достигнув в первом педагогическом опыте больших успехов, Коля берет на себя заботу о матери друга и весьма счастливо устраивает ее судьбу. В фильме звучат песня «Маленькие взрослые», романс под гитару и песня «Алеша» в исполнении Д. Гнатюка.

В 1988 году снимался фильм-катастрофа «Штормовое предупреждение». На город надвигается стихийное бедствие - синоптики сообщают о приближении урагана. В этой экстремальной ситуации обнаружилась полная несостоятельность людей, по долгу службы обязанных сделать все возможное, чтобы сберечь город, в котором находится большой химкомбинат, от разрушений. Директор комбината Горев принимает решение об остановке комбината...

Катастрофы в фильме на несколько минут, и то какие-то документальные кадры. В фильме положительных персонажей только двое. Очень ходовой «в те поры» сюжет: руководитель с «новым мышлением» не боится брать ответственность на себя, игнорируя косо глядящих консерваторов. И, конечно, доказывает свою правоту. Сцены фильма снимались во дворе частного дома в Матвеевке, на заводе «Океан», возле пожарной части на Наваринской.

В следующем 1989 году в Николаеве (Нижнелиманск) снималась двухсерийная детективная комедия «А был ли Каротин?». Опытный разведчик Каротин, который был на хорошем счету еще в царские времена, оказался востребованным и советскими «органами». Расследование современных шпионских злодейств ведет Каротина к давней истории, о которой он почти успел забыть. Это тайна взрыва на линкоре, в фильме - «Святая Мария». (7 октября 1916 г. в Северной бухте Севастополя взорвался линкор «Императрица Мария». Тайна взрыва на линкоре, заложенном на заводе «Руссуд» в октябре 1911 года и введенном в строй в июле 1915 года, до сих пор не раскрыта).

Основой для сценария фильма была взята повесть А. Лукина и В. Ишимова «Обманчивая тишина», написанная в 60-х годах. В фильме остались от повести только имена главных героев и фактическая история - история германской разведагентуры в Николаеве в 1933 - 1934 годах. Каротин во многом автобиографичен А. Лукину(1901 - 1975), который в те годы работал в ГПУ УССР и лично принимал участие в операции, описанной в повести. Начальником Каротина был Дмитрий Николаевич Медведев, возглавлявший в войну разведывательно-диверсионный, а затем партизанский отряд («Это было под Ровно», «Сильные духом»).

Несмотря на пародийно-детективный жанр картины, ее авторы вполне серьезно размышляют о «революционно-пролетарском» обществе, которое с каждым годом все глубже погружалось в болото профессиональной некомпетентности, демагогии, неприкрытого хамства под «ура-прогрессивными» лозунгами, где человек становился то ли винтиком (если повезет), то ли щепкой (во всех остальных случаях) антигуманного механизма диктатуры. В фильме снялась и Людмила Гурченко.
Летом 1970 года на юге Украины и России появились очаги заболевания холерой. СМИ замалчивали факт эпидемии, но при этом призывали граждан к санитарному порядку. Количество смертельных случаев составило менее 1% от общего количества заболевших. Возможно, именно поэтому для старшего поколения эпидемия холеры 1970 года прошла совершенно незаметно, никак не отложившись в памяти.

В 1994 году район Николаева Сухой фонтан стал одним из мест действия украинского фильма «Шамара». На фоне эпидемии разыгрывается история любви Зины Шамариной, которая стала рабой своих чувств, бросающих ее из крайности в крайность - то побуждая к благородным поступкам, то толкая на безумные выходки. В главной роли снялась непрофессиональная актриса Ирина Цимбал и в массовой сцене Артем Ильюк. Оба из Николаева. О фильме трудно писать - его нужно смотреть. Здесь уместно вспомнить слова о Федерико Феллини: «Он умел снимать то, чего не выразить словами. Разве не в этом заключается высшее назначение кинематографа?». В прокате фильм появился в начале 2003 года.

И. Цимбал получила приз им. Ива Монтана. В 1994 году в Киеве на Международном кинофестивале «Молодость» получен диплом Ассоциации женщин-кинематографистов Украины. Приз «За поиск новых выразительных средств в кино» на III Международном кинофестивале женского кино в Минске в 1995 году. Премия им. А. Довженко режиссеру фильма Н. Андрейченко в 1996 году.
В 2007 году в фильме «Ликвидация» показан николаевский старый железнодорожный вокзал. Это российский напряженный детективный сериал с лихо закрученным сюжетом режиссера Сергея Урсуляка. Частично фильм основан на реальных событиях, ведь у главного героя Давида Гоцмана был реальный прототип - Давид Курлянд, сотрудник Одесского угро. Премия ТЭФИ и «Золотой орел» в 2008 году. Известные украинские деятели культуры критикуют «Ликвидацию», намекая на присутствие в ней украинофобии.

В 2009 году был снят российско-украинский криминальный телесериал «Правила угона». Саша Волков работает на СТО, он хочет разбогатеть и со временем открыть собственный автомагазин. Александр профессионал в своем деле и все свободное время посвящает машинам. Но о честном заработке Саша может только мечтать: весь автобизнес в городе контролируют две враждующие группировки, одну из которых возглавляет Далаков, а другую - Ботов. Закрыв глаза на беспредел, самые влиятельные люди города могут не тревожиться о неприкосновенности своих авто. Ботов готов осуществить мечту Саши в обмен на криминальные услуги...

Есть надежды, что Николаев и его окрестности и в дальнейшем не будут обойдены вниманием кинематографистов.

На снимке: кадр из фильма «Большая семья».

Анатолий СОРОЧАН.