27 жовтня/ 14:50/ / ЛЮДИНА
Секрет довголіття
Анатолій МАЛЯРОВ
Маестро Анатолий Маляров на дев’яносто третьому році - в формі. Не лише ходить по воду до бювета чи до магазина, до приятелів, але й працює. Дано йому Богом за те, що ніколи не палив цигарок, не пив. Головне ж – не лікувався.
Вірить, що людина здорова до того часу, доки не звернеться до лікаря і має власну арттерапію. Наразі – це короткі вірші. Віршовані роздуми про життя і людей.
А ще, як професійний критик, старий в котре перечитав «Кайдашеву сім’ю» Нечуя-Левицького і відкрив, що Марія Кайдашиха зовсім не люта теща, а ревна і взірцева хранителька побуту і звичаїв.
Далі: старий майстер вивчає американського філософа і літератора Ральфа Емерсона, і веде свою одвічну думку, що течії класицизму, романтизму, реалізму з додатками відійшли у небуття. Сторінки книжок мусять займати достовірні повісті з власного досвіду, спомини, щоденники. А цілі річища книжок, що полонять сучасні полиці, не є література. І пояснюється усе просто. Коли з них зібрати думки і справжні житейські знахідки, їх вистачить аж на один-два томи. А ще, писати багатослівно і в загальновідомих подробицях не варто. Вже аж надто досвідчений читач.
Власним робом Маляров доводить це: він пише так, як заповідає. Може тому в бібліотеках на його оповідання та повісті попит.
Анатолій Маляров - двомовний письменник. Книжки його виходили в різних видавництвах, п’єси ставились в українських і російських театрах. Теж саме на телебаченні.
Ступивши за дев’яностий рік він пише вірші.
Ось його остання добірка.
МЫСЛИТЕЛИ ГРАДА НИКОЛАЯ
Анатолий Маляров
НАРАТИВ
Оставьте Господа в покое:
слезой не орошайте речи,
не плачьтесь над своей судьбою:
удел Христа ничуть не легче.
Умерьте жалобы и стоны,
не омрачайте ваши лица
и не толпитесь у иконы…
позвольте Богу - помолиться.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Простолюдину чужды идеалы;
выше обычая он ни ногой.
Сколько великих умов пострадало,
скромных глашатаев правды нагой.
Старый теолог не может сознаться,
новый историк не пишет о том.
что в Иудее только двенадцать,
только двенадцать пошли за Христом.
Л И Ц О
Любить себя… Но как любить,
когда перед глупцом всевластным
приходится душой кривить,
загривком чувствуя опасность?
Любить себя... Но как любить?
Живешь с подглоданной натурой,
и, чтобы чада прокормить,
влачишь работу и халтуру?
Дрожишь, как в проруби буёк,
порою сам себе опасен:
имеешь мнение свое -
и сам с ним в корне не согласен.
ОТШЕЛЬНИК
Наваждение дьявольских снов
за седьмою печатью храни:
одинокий не чует грехов,
если люди не знают о них.
Одиноких судьба хороша,
одиночеству исполать,.
если есть хоть одна душа,
коей можно об этом сказать.
АДЕПТ
Поэту многое позволено
и то, что не разрешено,
все потому, что ему больно
и то, что боли лишено.
Все Заповеди Моисея
маэстро может и не знать,
но Бог в душе его посеял
первопричину – благодать.
Из века в век в толпе евреев
кружит в пустыне сорок лет,
он мыслью близок Моисею,
а Моисей большой поэт.
КОНТАКТЕР
Пройдут года, и нравы сузятся:
исчезнут изыски стиха,
забудут, что такое музыка
и страх перед лицом греха;
что отпевание, что здравица,
апатия, и сплин и прыть…
Не будет перед кем покаяться
и горе горем покатить.
Мудрец всегда желает лучшего,
верстая были наперед.
Но, как ни странно, в нашем случае,
похоже, не к добру идет.
КЛАДБИЩЕ
Земля принадлежит народу,
ограда – городской казне,
церквушка – нашему приходу,
а крест и яма – только мне.
И тут никто не потревожит
то, что от Бога мне дано:
ведь жизнь на жизнь не перемножить,
и дважды жить не суждено.
П Е Н И
И жаловаться не резон
и всё не выскажешь на люди:
одним претит твой бабий стон,
а для других потехой будет.
Уж лучше погасить свой стих,
слегка унять душевный ропот.
смиренно выслушать других –
нажить литературный опыт.
Ведь повесть про себя не та,
которую раб Божий прожил,
а та, что выдумал простак,
когда грехи свои итожил.
АВТОПОРТРЕТ
Так и прожил, тощий, узкоплечий,
впроголодь, в обносках неизменно;
приютился в недрах русской речи
и кормился суржиком нетленным.
Говорил одно, другое думал,
и, по сути, ничего не делал;
вечно настороженный, угрюмый,
так и не дошел до сути дела.
Может, и нашлась бы, полюбила,
только он себя и в грош не ставил.
И откуда быть душевным силам,
если ты ни Павел и ни Савел.
Говорят, как при дороге чайка,
так и прожил при сырой подклети,
Никому ни «здравствуй» ни «прощайте»…
умер на свое сто семилетие.
С Т Р А С Т И
Мне приснилась инфляция,
человечья натура:
в рюкзаке облигации,
в двух котомках – купюры.
Не стрижется, не красится,
блузка из секондхенда,
юбка с маминой задницы,
боты взяты в аренду.
Раньше было, из пенсии
полбазара закупишь,
а по нынешней версии
хватит разве на кукиш.
Молвит:
- Я тебе сужена,
принимай с потрохами.
Дай мне только поужинать,
и займемся грехами.
Я свалился с постели,
закатился под стул.
Вновь на этой неделе
я в холодном поту.
ПОД РИЗОЙ
Я уступал слабому:
кто его пожалеет?
Я уступал сильному:
кто его одолеет!
Я уступал мудрому:
это голос от Бога;
я уступал глупому:
этих слишком уж много.
****
Я не курил,
совсем не пил,
одну любил,
с которой венчанный;
как раб служил,
с Христом дружил…
до ста дожил --
и вспомнить нечего.
В З Д О Х
• Царит в природе мир и лад,
• на все свой час отведен,
• и не один наш младший брат
• опрометью не съеден.
• Такое равновесие
• отныне присно будет...
• без зла, без мракобесие…
• Ах, если бы не люди!
Н О Ч Н О Е
Огорчает нас окрик жены,
вкус слегка очерствелой горбушки,
первый проблиск в висках седины
и невсбитые перья подушки;
в рундуке, вместо зерен, труха,
и в народе неверная слава…
Но какая то все чепуха,
если вспомнить о нынешних нравах!
ЖЕНЩИНА
Пускай она бранит соседку,
в ночи гремит трамвайным тралом…
или находит камень редкий
или поет при полных залах…
пусть вышивает увлеченно
и заправляет снедь приправой…
пусть рассуждает, как ученый,
о справедливости и нравах,--
я слышу только птичьи трели,
пассажи скрипки, стих поэта:
волшебный код – призыв к постели.
И только это… Только это.
З А П И С К А
Ты приходи, когда болит, –
калитку, стежку знаешь сам.--
хоть каплей жажду утоли,
не оставляй меня мечтам.
Ты приходи когда-нибудь,--
я до рассвета не усну,--
с порога упаду на грудь
слезами радости всплакну.
Когда сжимает сердце жгут,
и кровь пульсирует в груди,
когда тебя нигде не ждут,
ты приходи. Ты приходи!
КЛАССИКА
Мы или не мы встречались
позабытым утром хмурым?
Не сошлись, не повенчались,
как Петрарка и Лаура.
В этом мире все непросто –
выпадет не та планета.
и останемся в подростках,
как Ромео и Джульетта.
Будет праздник и не будет,
только дней разлуки жалко:
долог путь и многотруден --
у Петра и у Наталки.
Я пришел к тебе на встречу,
словно в Мекку старый дервиш,
Я держу тебя за плечи,
ты меня на свете держишь.
ПОДНОГОТНАЯ
Ее считают серой мышкой
в библиотечной суете:
над формуляром или книжкой
теряется – ни в сих, ни в тех.
В с емье, под коммунальной кровлей
малыш , соседей шумный рой,
счета, заботы о здоровье
и муж, холодный и чужой.
Еще, при случае удачном,
так, по маршруту, по пути,
сходила при поселке дачном:
к партнеру, душу отвести.
А то еще, всегда некстати,
тридцати неполных лет,
входил в читалку обыватель,
никем не признанный поэт.
И в этом книжном ареале
не находилось нужных слов.
Они стояли и молчали,
а мимо робко шла любовь.
М Е Р А
Настроился на идеал?
Минуло время идеала!.
Вагон ушел, ты опоздал,
житуха столько наломала.
Ты тратишь лучшие из дней
и на клубок мотаешь нервы:
чем дольше ищешь, тем верней,
что у нее не будешь первым.
Задумал девственность сполна
вкусит, как от земного рая…
Окстись! -- и у тебя она,
пожалуй, даже не вторая.
ПАНИХИДА
Конь шел с соловыми глазами…
Вдруг оступился, как со сна.
Я понял, кони схожи с нами
и радость думать им дана.
И думы их нельзя тревожить
вожжой и плетью, как велось.
Тварь Божья на тебя похожа:
на этом свете только гость.
Вы с ним траву и рожь косили,
гуляли свадьбы, шли в бои
и измеряли конской силой
изобретения свои.
И вот под бременем науки
минуло царствие твое:
безропотно, без слез и муки
уходит конь в небытие.
СТАРЫЙ КОМИК
Деда встречают улыбкой
как неизменный успех,
он миловидный и гибкий,
вечно заряжен на смех.
Реплик из старых спектаклей,
баек актерских -- тьма:
силы его не иссякли,
крепки запасы ума.
Он себе знает цену
и не знаком со злом,
держится, как на сцене,
в парке и за столом.
Но навещает полночь
его одинокий уют,
хочется кликнуть на помощь
-- мрачные мысли снуют.
Сыграны судьбы и боли,
но не свои – коллаж:
и режиссеров неволя
и литераторов фальшь.
Пришлые радость и горе
в сердце гнездо не вьют.
В сонме чужих историй
он потерял свою.
И лицедейство непросто,
и без актерства -- никак.
Рабство цветет на подмостках,
он, на беду, не Спартак.
ВЕКТОР
Древний Восток, тут грехов изобилие,
мало кто знает читать и писать.
В темные дни появляется Библия.
Надо же книгу такую создать!
Годы идут – поднимаются нации:
век увядания -- снова расцвет --
ибнет которая цивилизация,
а ничего, выше Библии, нет.
Земли разрыты, дороги заторены,
люди живое сжигаем дотла.
Видно, идем мы совсем не в ту сторону:
Древность духовней, светлее была.
В ДЕНЬ СТОЛЕТИЯ
Ушедшие однокашники,
курильщики и бражники,
с кем сладко дружил и спорил,
сутяжничал и партнерил!
Легенды и недомыслия
столетье во мне копилась:
что стае было причислено,
оставлено старцу на милость.
Я тот, кто без снисхождения
ушедших поносит и славит.
И только одно утешение:
никто меня в грош не ставит.
ПОСЛЕДНЕЕ
Из всех щедрот гекубы
живой осталась память,
немилосердно, грубо
лежит на сердце камнем.
В дни первого цветенья
девчонку обнадежил,
и бросил без зазренья
под сплетни молодежи.
Любил чины, награды,
искал помельче броды,
мои менялись взгляды
лишь выгоде в угоду.
И тайно и открыто
свои достатки множил,
и вечным сибаритом
сто лет безбедно прожил.
До грешных дел охочий.
кривил душою много,
и только, смежив очи,
впервые вспомнил Бога.
Немилосердно, грубо
лежат холодным камнем
счета слепой гекубы
- память!
Більше новин читайте на наших інтернет-ресурсах:
https://t.me/upravda - Телеграм-канал;
https://www.facebook.com/upravda - Facebook;
https://www.instagram.com/yuzhka_newspaper/ - Instagram/
